Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Carlo Gesualdo
 
 

Born: ca. 1561 in Naples (?), Italy
Dead: Sep 8, 1613 in Naples, Italy
Genre: Vocal Music, Choral Music
Country: Italy

Gesualdo's strength was his ability to combine a variety of unconventional strategies into the service of a deeply felt and psychologically effective whole. Gesualdo's style, once regarded as unique, has helped to open up an entire field of study relating to the avant-garde of the late sixteenth century, sometimes referred to by scholars as the "Mannerist Revolution." This movement vanished once Baroque style came to the forefront of music in Italy.

Gesualdo was born the second son of the Second Prince of Venosa, probably in the town that bears his family's name. Receiving musical training from Stefano Felis and Giovanni de Macque, Gesualdo's earliest known work appears in 1585, when he was nineteen. That same year, his elder brother died at twenty, making marriage an imperative for the younger Gesualdo. The bride was his first cousin, Maria d'Avalos, at age twenty-five already twice-widowed. They wed in Naples in 1586, and the following year an heir was born. Gesualdo discovered d'Avalos in an affair with the Duke of Andria. On October 17, 1590, Gesualdo, assisted by three servants, killed them both. The incident attracted public outrage, but there would be no trial, as authorities from both Church and State convened to dispose of the matter. Gesualdo's father died in 1591, and another marriage was arranged to Donna Leonora d'Este, taking place in Ferrara in February, 1594. In Ferrara, Gesualdo came into contact with court composer Luzzascho Luzzaschi and his "secret music," and became a close friend of the poet Torquato Tasso. Upon returning to his estate late in 1596, Gesualdo resolved to travel no more. In 1597, d'Este bore Gesualdo a second son who died in 1600, an event that plunged the Prince into a deep despair. The couple separated in 1608, and in 1610 d'Este began divorce proceedings against Gesualdo, but changed her mind and returned. In 1613, Gesualdo's elder son died, and Gesualdo himself followed on September 8 at age 47. He was known to be violently asthmatic his whole life. In later years, he would pursue masochistic practices which chronically served to weaken him physically, his spirit already broken by a decade of insanity.

Gesualdo's six books of Madrigals constitute the main body of his work. Books I and II (1594) are rooted in standard practice, but when compared to contemporary settings of the same poetry, reveal a stubbornly individual mind at work. Book III (1595) shows a decreased reliance on pre-existing settings, and by Book IV (1596), all the texts used are original. Here, Gesualdo's mature style begins to emerge. Books V and VI did not appear until 1611, but in these editions, Gesualdo states the madrigals were written "15 years" prior to the date of publication, and were printed only to protect the works from plagiarists. While essentially diatonic in character, madrigals such as Belta, poi che t'assenti and Moro lasso contain music which modulates so frequently it results in a disoriented sense of key. Dissonance is used liberally; passing tones cross relate, and there are passages of stepwise chromatic motion resulting in a suspended tonality. Gesualdo published three books of sacred music. The first two, entitled Sacre Cantiones, appeared in 1603, and in the second book Gesualdo expanded his usual five-part texture into six and seven parts, though two of the partbooks are lost. The third book, Responsoria (1611), represents Gesualdo's final musical statement. It is entirely in his late style, and the responses composed for the Good Friday service contains some of the most assured and eloquent music that Gesualdo composed.

- Uncle Dave Lewis (All Music Guide)

====

Карло Джезуальдо ди Веноза (Carlo Gesualdo da Venosa)

Творчество К. Джезуальдо выделяется своей необычностью, оно принадлежит сложной, переломной исторической эпохе - переходу от Ренессанса к XVII столетию, которая повлияла на судьбы многих выдающихся художников. Признанный современниками как "глава музыки и музыкальных поэтов" Джезуальдо был одним из самых дерзких новаторов и области мадригала - ведущего жанра светской музыки искусства эпохи Возрождения. Не случайно Карл Неф называет Джезуальдо "романтиком и экспрессионистом XVI века".

Старинный аристократический род, к которому принадлежал композитор, был одним из наиболее знатных и влиятельных в Италии. Родственные узы связывали его семью с высшими церковными кругами - мать была племянницей папы римского, а брат отца - кардиналом. Точная дата рождения композитора неизвестна. Разносторонняя музыкальная одаренность мальчика проявилась довольно рано - он научился играть на лютне и других музыкальных инструментах, пел и сочинял музыку. Развитию природных способностей немало способствовала окружающая атмосфера: отец содержал в своем замке близ Неаполя капеллу, в которой работали многие известные музыканты (в т. ч. мадригалисты Джованни Примавера и Помпонио Ненна, которого считают наставником Джезуальдо в области композиции). Интерес юноши к музыкальной культуре древних греков, знавших помимо диатоники хроматизм и энгармонизм (3 основных ладовых наклонения или "рода" древнегреческой музыки), привел его к настойчивому экспериментированию в области мелодикогармонических средств. Уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка. Близкое знакомство с крупнейшими итальянскими поэтами и теоретиками литературы Т. Тассо, Дж. Гварини открыло творчеству композитора новые горизонты. Его занимает проблема соотношения поэзии и музыки, в своих мадригалах он стремится достичь полного единства этих двух начал.

Драматично складывается личная жизнь Джезуальдо. В 1586 г. он женился на своей двоюродной сестре, донье Марии д'Авалос. Этот союз, воспетый Тассо, оказался несчастливым. В 1590 г., узнав о неверности супруги, Джезуальдо умертвил ее и любовника. Трагедия наложила мрачный отпечаток на жизнь и творчество выдающегося музыканта. Субъективизм, повышенная экзальтация чувств, драматизм и напряженность отличают его мадригалы 1594-1611 гг.

Многократно переиздаваемые при жизни композитора сборники его пятиголосных и шестиголосных мадригалов запечатлели эволюцию стиля Джезуальдо - экспрессивного, утонченно изысканного, отмеченного особым вниманием к выразительным деталям (акцентуация отдельных слов поэтического текста с помощью необычно высокой тесситуры вокальной партии, остро звучащая гармоническая вертикаль, прихотливо ритмизованные мелодические фразы). В поэзии композитор выбирает тексты, строго соответствующие той образной системе его музыки, которая была выражена чувствами глубокой скорби, отчаяния, тоски или настроениями томной лирики, сладостной муки. Иногда источником поэтического вдохновения для создания нового мадригала становилась лишь одна строка, множество произведений были написаны композитором на собственные тексты.

В 1594 г. Джезуальдо переезжает в Феррару и женится на Леоноре д'Эсте - представительнице одного из самых знатных аристократических семейств Италии. Подобно тому, как в юности, в Неаполе, окружение венозского князя составляли поэты, певцы и музыканты, в новом доме Джезуальдо собираются феррарские любители музыки и профессиональные музыканты, и знатный меценат объединяет их в академию "для улучшения музыкального вкуса". В последнее десятилетие своей жизни композитор обращается к жанрам духовной музыки. В 1603 и 1611 гг. выходят сборники его духовных сочинений.

Искусство выдающегося мастера позднего Возрождения самобытно и ярко индивидуально. Своей эмоциональной силой, повышенной экспрессивностью оно выделяется среди созданного современниками и предшественниками Джезуальдо. Вместе с тем в творчестве композитора явственно видны черты, характерные для всей итальянской и - шире - европейской культуры рубежа XVI и XVII вв. Кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения, разочарование в его идеалах способствовали субъективизации творчества художников. Формирующийся стиль в искусстве переломной эпохи получил название "маньеризм". Его эстетическими постулатами были не следование природе, объективный взгляд на действительность, а субъективная "внутренняя идея" художественного образа, рождающаяся в душе художника. Размышляя об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, о зависимости человека от таинственных мистических иррациональных сил, художники создавали произведения, проникнутые трагизмом и экзальтацией с подчеркнутой диссонантностью, дисгармоничностью образов. В значительной степени эти особенности свойственны и искусству Джезуальдо.

- Н. Яворская
www.belcanto.ru/gesualdo.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.gesualdo.com Personal website (it)
en.wikipedia.org/wiki/Carlo_Gesualdo About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Джезуальдо_да_Веноза О исполнителе из 'википедии' [ru]
www.hoasm.org/IVD/Gesualdo.html About on HOASM [mobile]
en.m.wikipedia.org/wiki/Carlo_Gesualdo About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Джезуальдо_да_Веноза О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Carlo Gesualdo - 'Lecons De Tenebres' - 1970, Harmonia mundi
 Carlo Gesualdo - 'Madrigaux A 5 Voix' - 2003, Harmonia mundi
 Carlo Gesualdo - 'Sabbato Sancto Responsoria, Mottetti' - Harmonia mundi
 Carlo Gesualdo - 'Tenebrae' - 1991, ECM
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:42:08

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base