Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Александр Степанович Пирогов
 
 

Александр Пирогов - младший из братьев Пироговых, известных как целая династия басов. Еще их дед, ямщик Иван Пирогов, за редкий по мощи голос был прозван односельчанами "колоколом Ивана Великого". По всей округе шла молва и об отце - плотнике Степане Пирогове. Великолепные голоса унаследовали его сыновья, четверо из которых - Михаил, Григорий, Алексей и Александр - стали профессиональными певцами.

Александр Степанович Пирогов родился в Рязани, куда семья Пироговых перебралась в поисках заработка из села Новоселки Рязанской губернии. Голос у него обнаружился в 16 лет. К этому времени его брат Григорий Степанович был уже профессиональным певцом и взял на себя опеку над младшим братом. Он помог определить Александра в рязанскую гимназию, по окончании которой тот поступил на историко-Филологический факультет Московского университета и на вокальное отделение музыкального училища Московского филармонического общества в класс В.Тютюнника.

Уже в 1920 году Александра Пирогова приглашают на пробу в Большой театр. Однако, он не спешит принять столь лестное предложение, понимая, что недостстаточно опытен. В 1922 году певец становится солистом московской Свободной оперы, где дебютирует партией Сен-Бри в опере Мейербера "Гугеноты". Еще через два года, в 1924 году, уже накопив серьезный басовый репертуар, А.Пирогов переходит в Большой театр. За три десятилетия работы на этой прославленной сцене он выступил 1100 раз, сыграв несколько десятков ролей. Среди них, в первую очередь, следует отметить партии русского басового репертуара: Бориса Годунова, Руслана, Ивана Сусанина, Мельника, Князя Игоря и Владимира Галицкого, Ивана Грозного, Гремина...

В зарубежном оперном репертуаре Пирогова этапными стали партии Мефистофеля в "Фаусте", Нилаканты в "Лакме", Дона Базилио в "Севильском цирюльнике".

Артист был исполнителем многих центральных партий в операх советских композиторов: "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, "Князь Серебряный" и "Степан Разин" Триодина, "Загмук" А.Крейна, "Сын солнца" Василенко, "Алмаст" Спендиарова, "Броненосец Потемкин" Чишко, "Декабристы" Шапорина. Одной из последних значительных работ артиста была партия Кутузова в опере С.Прокофьева "Война и мир".

Критики единодушно отмечали высокое мастерство Алексадра Пирогова. Его партнерша по многим спектаклям, известная певица Елена Катульская писала: " Александр Степанович был наделен природою редким талантом перевоплощения, необычной яркостью творческой фантазии. Сила воображения его была колоссальна, и она питалась, конечно, глубоким знанием жизни".

Высокий бас (basso-cantante) Пирогова отличался редким богатством красок, сочностью тембра. Низкие ноты у него звучали полно и густо, как у центрального баса, высокие же - сильно и предельно концентрированно. Очень выразительно было типично пироговское, ярко эмоциональное vibrato в верхнем регистре. Изумляло богатство речевых интонаций, волнующих, эмоционально окрашенных. Покоряющая естественность и задушевность его пения, конечно, от глубоко национальной, русской природы певца, выросшего в песенном краю, на Оке. Сам Пирогов отмечал: "Для моего творческого роста мне особенно много дали мои рязанские земляки, в частности, для образа Мельника в "Русалке". Я лепил этот образ прямо с моего отца".

Значительными культурными событиями были выступления Александра Пирогова на концертной эстраде. И здесь репертуар его был огромен. В первую очередь, это песни Мусоргского, романсы Даргомыжского, Бородина, Чайковсккого, Рахманинова. В камерном репертуаре артист демонстрировал поистине ювелирное мастерство музыканта-интерпретатора, владеющего средствами психологической выразительности, широким диапазоном тембров, динамики, интонаций. В крупных же вокально-симфонических произведениях артист захватывал размахом чувств, силой драматической экспрессии. Его программы привлекали неординарностью, открытием редких страниц русской классики. Он также был в числе первых исполнителей ораторий "Сказание о битве за русскую землю" (премьера в 1939 году, партия Дмитрия Донского) и "На поле Куликовом" (премьера в 1944 году, партия Воина) Ю.Шапорина, "Емельян Пугачев" М.Коваля.

Годы после Великой Отечественной войны - период расцвета творческих сил Народного артиста Советского Союза Александра Пирогова. Он много выступает на театральной сцене, поет в концертах, по радио, гастролирует по стране и за рубежом, записывается на грампластинки.

rusbas.pereplet.ru/apirogov.htm


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
operamusic.ru/818-bratya-pirogovy.html Биография [ru]
ryazangov.ru/ryazan/gallery/people.php?ID=187 Биография [ru]
tomaovsjnka.livejournal.com/152749.html Биография [ru]
ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Александр_Степанович О исполнителе из 'википедии' [ru]
   
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной соисполнитель ...
 Charles Gounod - 'Faust (V Nebolsin)' - 1947,
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:41

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base