Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Sergey Prokofiev
 
 

Сергей Сергеевич Прокофьев

Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Л. Бетховена. Когда Сереже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 г. С. Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Р. Глиэра. В 1904-14 гг. Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Н. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витолса (музыкальная форма), А. Лядова (композиция), А. Есиповой (фортепиано).

На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии им. А. Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей.

В 1918 г. Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам - Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения - оперы "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927); балеты "Стальной скок" (1925, навеян революционными событиями в России), "Блудный сын", (1928), "На Днепре" (1930); инструментальную музыку.

В начале 1927 и в конце 1929 г. Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 г. его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. "Прием, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Прием в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве", - писал композитор в Автобиографии. В конце 1932 г. Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.

С середины 30-х гг. творчество Прокофьева достигает своих вершин. Он создает один из своих шедевров - балет "Ромео и Джульетта" по В. Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", по Р. Шеридану - 1940); кантаты "Александр Невский" (1939) и "Здравица" (1939); симфоническую сказку на собственный текст "Петя и волк" с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес "Детская музыка" (1935). В 30-40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Н. Голованов, Э. Гилельс, B. Софроницкий, С. Рихтер, Д. Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный Г. Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова балет-сказку "Золушка". Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъем. Он создает грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею "Война и мир" по роману Л. Толстого (1943), с режиссером C. Эйзенштейном работает над историческим фильмом "Иван Грозный" (1942). Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел "воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту".

В послевоенное время, несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев создает много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы "Война и мир" (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-начало 50-х гг. были омрачены шумными кампаниями против "антинародного формалистического" направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных формалистов в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 г. еще более ухудшило состояние здоровья композитора.

Последние годы своей жизни Прокофьев провел на даче в поселке Николина гора среди любимой им русской природы, он продолжал непрерывно сочинять, нарушая запреты врачей. Тяжелые обстоятельства жизни сказались и на творчестве. Наряду с подлинными шедеврами среди сочинений последних лет встречаются произведения "упрощенческой концепции" - увертюра "Встреча Волги с Доном" (1951), оратория "На страже мира" (1950), сюита "Зимний Костер" (1950), некоторые страницы балета "Сказ о каменном цветке" (1950), Седьмой симфонии. Прокофьев умер в один день со Сталиным, и проводы великого русского композитора в последний путь были заслонены всенародным волнением в связи с похоронами великого вождя народов.

Стиль Прокофьева, чье творчество охватывает 4 с половиной десятилетия бурного XX в., претерпел очень большую эволюцию. Прокофьев прокладывал пути новой музыки нашего столетия вместе с другими новаторами начала века - К. Дебюсси. Б. Бартоком, А. Скрябиным, И. Стравинским, композиторами нововенской школы. Он вошел в искусство как дерзкий ниспровергатель обветшалых канонов позднеромантического искусства с его изысканной утонченностью. Своеобразно развивая традиции М. Мусоргского, А. Бородина, Прокофьев внес в музыку необузданную энергию, натиск, динамизм, свежесть первозданных сил, воспринятых как "варварство" ("Наваждение" и Токката для фортепиано, "Сарказмы"; симфоническая "Скифская сюита" по балету "Ала и Лоллий"; Первый и Второй фортепианные концерты). Музыка Прокофьева перекликается с новациями других русских музыкантов, поэтов, живописцев, деятелей театра. "Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича", - отозвался В. Маяковский об одном из исполнений Прокофьева. Хлесткая и сочная русско-деревенская образность через призму изысканного эстетства характерна для балета "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (по мотивам сказок из сборника А. Афанасьева). Сравнительно редок в то время лиризм; у Прокофьева он лишен чувственности и чувствительности - он застенчив, нежен, деликатен ("Мимолетности", "Сказки старой бабушки" для фортепиано).

Яркость, пестрота, повышенная экспрессия типичны для стиля зарубежного пятнадцатилетия. Это брызжущая весельем, задором опера "Любовь к трем апельсинам" по сказке К. Гоцци ("бокал шампанского", по определению А. Луначарского); великолепный Третий концерт с его бодрым моторным напором, оттеняемым чудесным свирельным напевом начала 1 ч., проникновенным лиризмом одной из вариаций 2 ч. (1917-21); напряженность сильных эмоций "Огненного ангела" (по роману В. Брюсова); богатырская мощь и размах Второй симфонии (1924); "кубистический" урбанизм "Стального скока"; лирическая интроспекция "Мыслей" (1934) и "Вещей в себе" (1928) для фортепиано. Стиль периода 30-40-х гг. отмечен свойственным зрелости мудрым самоограничением в сочетании с глубиной и национальной почвенностью художественных концепций. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: "Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства".

Прокофьев оставил огромное творческое наследие - 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов (из них Четвертый - для одной левой руки); 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта (Второй - Симфония-концерт); 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра (в т. ч. "Русская увертюра", "Симфоническая песнь", "Ода на окончание войны", 2 "Пушкинских вальса"); камерные сочинения (Увертюра на еврейские темы для кларнета, фортепиано и струнного квартета; Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса; 2 струнных квартета; 2 сонаты для скрипки и фортепиано; Соната для виолончели и фортепиано; целый ряд вокальных сочинений на слова А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Пушкина, Н. Агнивцева и др.).

Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Непреходящая ценность его музыки - в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.

Ю. Холопов
www.belcanto.ru/prokofiev.html

=====

Born: Apr 23, 1891 in Sontsovka, Russia
Dead: Mar 5, 1953 in Moscow, Russia
Genre: Concerto, Ballet, Keyboard Music, Orchestral Music
Country: Russia

In breathing new life into the symphony, sonata, and concerto, Sergey Prokofiev emerged as one of the truly original musical voices of the twentieth century. Bridging the worlds of pre-revolutionary Russia and the Stalinist Soviet Union, Prokofiev enjoyed a successful worldwide career as composer and pianist. As in the case of most other Soviet-era composers, his creative life and his music came to suffer under the duress of official Party strictures. Still, despite the detrimental personal and professional effects of such outside influences, Prokofiev continued until the end of his career to produce music marked by a singular skill, inventiveness, and elan.

As an only child (his sisters had died in infancy), Prokofiev lived a comfortable, privileged life, which gave him a heightened sense of self-worth and an indifference to criticism, an attitude that would change as he matured. His mother taught him piano, and he began composing around the age of five. He eventually took piano, theory, and composition lessons from Reyngol'd Gliere, then enrolled at the St. Petersburg Conservatory when he was 13. He took theory with Lyadov, orchestration with Rimsky-Korsakov, and became lifelong friends with Nicolai Myaskovsky. After graduating, he began performing in St. Petersburg and in Moscow, then in Western Europe, all the while writing more and more music. Prokofiev's earliest renown, therefore, came as a result of both his formidable pianistic technique and the works he wrote to exploit it. He sprang onto the Russian musical scene with works like the Sarcasms, Op. 17 (1912-14) and Visions fugitives, Op. 22 (1915-17), and his first few piano sonatas. He also wrote orchestral works, concertos, and operas, and met with Diaghilev about producing ballets. The years immediately after the Revolution were spent in the U.S., where Prokofiev tried to follow Rachmaninov's lead and make his way as a pianist/composer. His commission for The Love for Three Oranges came from the Chicago Opera in 1919, but overall Prokofiev was disappointed by his American reception, and he returned to Europe in 1922. He married singer Lina Llubera in 1923, and the couple moved to Paris. He continued to compose on commission, meeting with mixed success from both critics and the public. He had maintained contact with the Soviet Union, even toured there in 1927. The Love for Three Oranges was part of the repertory there, and the government commissioned the music for the film Lieutenant Kije and other pieces from him. In 1936, he decided to return to the Soviet Union with his wife and two sons. Most of his compositions from just after his return, including many for children, were written with the political atmosphere in mind. One work which wasn't, was the 1936 ballet Romeo and Juliet, which became an international success. He attempted another opera in 1939, Semyon Kotko, but was met with hostility from cultural ideologues. During World War II, Prokofiev and other artists were evacuated from Moscow. He spent the time in various places within the U.S.S.R. and produced propaganda music, but also violin sonatas, his "War Sonatas" for piano, the String Quartet No. 2, the opera War and Peace, and the ballet Cinderella. In 1948, with the resolution that criticized almost all Soviet composers, several of Prokofiev's works were banned from performance. His health declined and he became more insecure. The composer's last creative efforts were directed largely toward the production of "patriotic" and "national" works, typified by the cantata Flourish, Mighty Homeland (1947), and yet Prokofiev also continued to produce worthy if lesser-known works like the underrated ballet The Stone Flower (1943). In a rather bitter coincidence, Prokofiev died on March 5, 1953, the same day as Joseph Stalin.

All Music Guide


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.fortunecity.com/victorian/brambles/48/ About, works, images
www.musicacademyonline.com/composer/biographies.php?bid=82 Biography
www.prokofiev.org Personal website. Biography, articles, works, records
www.peoples.ru/art/music/composer/prokofiev/ Биография [ru]
cl.mmv.ru/composers/Prok.htm Биография [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Sergei_Prokofiev About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Прокофьев,_Сергей_Сергеевич О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Sergei_Prokofiev About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Прокофьев,_Сергей_Сергеевич О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Sergey Prokofiev - 'The Complete Symphonies' - 2006, Philips
  как основной соисполнитель ...
 Yo-Yo Ma - 'Rachmaninoff, Prokofiev: Cello Sonatas' - 1991, Sony
 Viktoria Mullova - '20th Century Violin Sonatas: Bartok, Janacek, Debussy, Prokofiev & Stravinsky' - 2006, Philips
 Sviatoslav Richter - 'Richter The Master, Vol. 3: Scriabin, Prokofiev, Shostakovich' - 2007, Decca
 Various Artists - 'Prokofiev: Piano Concerto No.3 Ravel: Piano Concerto In G, Gaspard De La Nuit' - 1967, Deutsche Grammophon
 Various Artists - 'Prokofiev: Quintet. Shcherbachov: Noneto. Roslavets: Chamber Symphony' - 1998, Harmonia mundi
 Yuja Wang - 'Rachmaninov: Piano Concerto No. 3 Prokofiev: Piano Concerto No. 2' - 2013, Deutsche Grammophon
 Maria Yudina - 'The Legacy Of Maria Yudina. Volume 13' - 2005, Vista Vera
  как соисполнитель ...
 Giora Feidman - 'Klezmer Celebration' - 1997, Plane
 Emil Gilels - 'Gilels (BBC Legends)' - BBC Legends
 Denis Matsuev - 'Denis Matsuev - The Carnegie Hall Concert' - 2008, RCA Red Seal
 Mstislav Rostropovich - 'Historic Russian Archives: Mstislav Rostropovich Edition' - 2005, Brilliant Classics
 Grigory Sokolov - 'Scriabine, Prokofiev, Rachmaninov' - 2003, Naive, Opus 111
 Various Artists - '300 Years Of Russian Religious Chants' - Harmonia mundi
 Various Artists - 'Collection Of Russian Choral Music Vol. 1' - 1993, Great Hall
 Arcadi Volodos - 'Piano Transcriptions' - 1997, Sony
 Maria Yudina - 'Maria Yudina, Live In Kiev, 1954' - 2005, TNC, Aquarius
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:38

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base