Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Francois Couperin
 
 

Born: Nov 10, 1668 in Paris, France
Dead: Sep 11, 1733 in Paris, France
Country: France
Genre: Keyboard Music, Chamber Music, Vocal Music

Francois Couperin was the most important member of the illustrious Couperin family and was one of the leading composers of the French Baroque era. He is best known for his harpsichord works, all of which are found in the collection of more than 220 pieces entitled Pieces de clavecin, consisting of four books. His music showed the influence of Lully and incorporated elements from the Italian school. Indeed, both these sources would be acknowledged by Couperin himself in two chamber works, Apotheose de Corelli (1724) and Apotheose de Lully (1725). Moreover, he successfully integrated the French and Italian styles in his Les gout reunis ou nouveaux concerts (1724), a collection of chamber compositions for unspecified instruments. Many of his works were lost to posterity, as none of his original manuscripts has survived.

Couperin was born in Paris on November 10, 1668. His father, Charles, was an organist, and young Francois' early musical training probably came from him. Only-child Francois and his mother were reasonably well cared for following Charles' death (probably in 1679), in part because of the kindness of Jacques Thomelin, organist at Saint-Jacques de la Boucherie, who looked after the young boy and instructed him in music.

Couperin became the organist at Saint-Gervais at age 17. In 1689, four years later, he married Marie-Anne Ansault, daughter of a wine merchant who had many relatives in other business endeavors. The following year, he published his so-called "organ masses," known as Pieces d'orgue, comprising two masses (Messe des Paroisses and Messe des Couvents) and several smaller pieces.

It was around this time that the composer came under the sway of the Italian school. He would display this influence in several chamber works he wrote in 1692 that he called sonades, a name that is a Gallic version of "sonata."

On December 26, 1693, Couperin was appointed organist at the Royal Chapel by King Louis XIV, sharing the post with Buterne, Nivers, and Lebegue, and performing his duties only in the first quarter of each year. He maintained his position at Saint-Gervais for the other three-quarters of the year. He also taught the Duke of Burgundy on harpsichord and six other princes and princesses. The composer would later write an important treatise on playing the harpsichord entitled, L'Art de toucher le clavecin.

Couperin wrote a fair amount of sacred non-liturgical vocal music for the Royal Chapel. Beginning around 1697, he wrote a series of motets, completed in 1702. They include Motet Saint-Barthelemy, Motet de Sainte-Anne, and Motet de Saint-Augustin.

In the early part of the eighteenth century, Couperin began composing a large number of works for the harpsichord, which would appear in the Premier Livre from the Pieces de clavecin in 1713. The Second Book was published in 1717, and the final two came in 1722 and 1730.

There is evidence that Couperin also found time for concerts in the early part of the eighteenth century in Versailles and other nearby locales. Actually, relatively is known about Couperin's life from about 1700 onward. There is record of his renting a country home in 1710 at Saint-Germain-en-Laye, confirming the view he was financially secure. In 1719, Couperin became harpsichordist to King Louis XV, a position he most probably had held in all but title for a number of years. By this time, he was recognized as the leading composer in France and the greatest exponent of organ and harpsichord teaching as well. Couperin died on September 11, 1733.

-Robert Cummings (All Music Guide)

=======

Франсуа Куперен ("Великий Куперен") (1668-1733) французский композитор, органист, клавесинист; принадлежит к числу виднейших французских композиторов рубежа 17-18 в.в.

Франсуа Куперен (Couperin) (прозванный "великим Купереном", в отличие от своего дяди, тоже Франсуа Куперен) (10.11.1668, Париж,- 12.9.1733, там же) - французский композитор, органист и клавесинист. Родился в семье музыкантов. Первым учителем был его отец, органист парижской церкви Сен-Жермен; позднее обучался у органиста королевской капеллы Ж.-Д. Томлена. 17 лет начал работать органистом в церкви Сен-Жерве; в 1693 году заменил своего учителя, получив звание "королевского органиста". С 1701 года состоял придворным клавесинистом и давал уроки музыки членам королевской семьи. Куперен был отличным клавесинистом и органистом. В 1730 году из-за болезни ушел в отставку.

Куперен принадлежит к числу виднейших французских композиторов рубежа 17-18 веков. Сочинял органную, клавесинную, камерно-инструментальную и вокальную музыку. (Куперен совершенно не писал опер, оркестровой и хоровой музыки.) Первыми его опубликованными произведениями (в 1692 году) были трио-сонаты, написанные в стиле Корелли, итальянскую форму которых Куперен фактически ввел во французскую музыку. (Первые его трио-сонаты даже были изданы под итальянским псевдонимом.)

Исключительное значение имеют произведения Куперена, написанные для клавесина и сыгравшие огромную роль в развитии фортепианного искусства. Основными его сочинениями являются 4 сборника "Клавесинных пьес" (1713, 1716, 1722, 1730), содержащие 230 пьес, объединенных в 27 сюит, в которых наиболее полно воплощены характерные черты галантного стиля (мелодическая орнаментика, грациозные ритмы и т. п.). Пьесы Куперена отличаются мелодическим богатством. Характерно, что многие современные Куперену поэты писали тексты на мелодии его пьес (Куперен пишет об этом в предисловии к третьему сборнику).

Излюбленной музыкальной формой Куперена была сюита, состоящая из поэтических миниатюрных пьес, часто с программно-характеристическими названиями. "При сочинении пьес,- писал Куперен в предисловии к первому сборнику,- я всегда имел в виду определенный сюжет, который мне подсказывали различные обстоятельства. Поэтому названия соответствуют идеям, которые были у меня при сочинении данных пьес". В сюиты (Куперен называл их "Les Ordres" - "последовательности") входили различные танцы (аллеманда, куранта, сарабанда, жига), пьесы жанрово-изобразительного характера ("Жнецы", "Молотобойцы", "Ветряные мельницы"), женские портреты ("Любимая", "Анжелика", "Флорентинка", "Испанка"), портреты друзей и родных ("Гарнье", "Форкере"), поэтические зарисовки ("Сестра Моника", "Развевающийся чепец", "Нежная Нанетта"), картинки природы ("Тростники"), карнавальные сцены, даже черты человеческого характера и настроения ("Мрачная", "Кокетство", "Стыдливость"), образы птиц и насекомых ("Кукушка", "Бабочки", "Пчелы"). Куперен писал: "Я люблю больше то, что меня трогает, чем то, что меня поражает". Трактат Куперена "Искусство игры на клавесине" (1716), который очень ценил Иоганн Себастьян Бах, содержит ряд ценных методических указаний, уточняет орнаментику и аппликатуру. Своими клавесинными пьесами Куперен оказал большое влияние на своих современников и последующее поколение композиторов. Иоганнес Брамс, редактировавший новое издание клавесинных сюит Куперена, писал, что Скарлатти, Гендель и Бах - в числе учеников Куперена. В 1933 году в Париже было закончено издание полного собрания сочинений Куперена в 12 томах под редакцией М. Коши.

- М. Ю. Миркин.
composers.ru/2011-08-18-01-25-34/349


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.baroquemusic.org/bqxcoup.html Biography
www.kunstderfuge.com/bios/couperin.html Biography
www.bach-cantatas.com/Lib/Couperin.htm Biography from 'bach-cantatas.com'
en.wikipedia.org/wiki/Francois_Couperin About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Куперен,_Франсуа О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Francois_Couperin About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Куперен,_Франсуа О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Francois Couperin - 'La Sultanne, Preludes & Concerts Royaux' - 2003, Alpha
 Francois Couperin - 'Lecons De Tenebres. Motet, Verset' - 1997, Erato
 Francois Couperin - 'Lecons De Tenebres. Motets, Magnificat' - 2000, Decca
 Francois Couperin - 'Les Apotheoses' - 1997, Astree
 Francois Couperin - 'Les Concerts Royaux (1722)' - 2004, AliaVox
 Francois Couperin - 'Les Nations (1726)' - 1993, Astree
 Francois Couperin - 'Motets' - 1998, Virgin, EMI
 Francois Couperin - 'Pieces De Violes, 1728' - 1988, Auvidis, Naive
  как основной соисполнитель ...
 Michel Chapuis - 'L'Orgue Clicuot-Boisseau-Cattiaux De La Chapelle Royale De Versailles' - 2006, Plenum Vox
 Antoine Forqueray - 'Suite In D. Suite In G' - 1992, Sony
 Angela Hewitt - 'Couperin: Pieces De Clavecin' - 2003, Hyperion Rec.
 Gustav Leonhardt - 'Girolamo Frescobaldi. Louis Couperin' - 2002, Alpha
 Grigory Sokolov - 'In Schwetzingen May 22, 2001. Couperin, Mozart, Franck' - Astree
  как соисполнитель ...
 Gustav Leonhardt - 'L'Orgue Dom Bedos De Saint-Croix De Bordeaux' - 2001, Alpha
 Gregorio Paniagua - 'Tarentule - Tarentelle' - Harmonia mundi
 Jordi Savall - 'Tous Les Matins Du Monde' - 2001, AliaVox
 Skip Sempe - 'Versailles: L'ile Enchantee' - 2001, Alpha
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:37

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base