Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Alexander Porfiryevich Borodin
 
 

Born: Nov 12, 1833 in St. Petersburg, Russia
Dead: Feb 27, 1887 in St. Petersburg, Russia
Genre: Opera, Chamber Music, Orchestral Music
Country: Russia

Though far from prolific as a composer - by day he was a scientist noted for his research on aldehydes - Alexander Borodin nevertheless earned a secure place in the history of Russian music. As a creative spirit, Borodin was the most accomplished of the Russian nationalists composers. He had a particular gift for the distinctive stripe of exoticism so evident in his most frequently performed work, the Polovtsian Dances from the opera Prince Igor.

The illegitimate son of a Georgian prince and a doctor's wife, Borodin enjoyed a comfortable upbringing. As a child he learned to play several instruments and tried his hand at composing, but other aptitudes directed his formal education. He studied chemistry at St. Petersburg's Medico-Surgical Academy, obtaining his doctorate in 1858 and pursuing further studies in Europe until 1862. Upon his return to Russia, he became a professor at his alma mater; but even as an academic career apparently loomed before him, he maintained a devotion to music.

Under the influence of Mily Balakirev, whom he met in 1862, Borodin became interested in applying elements of Russian folk music to works for the concert hall and stage. He joined a circle of like-minded composers - Balakirev, Rimsky-Korsakov, Mussorgsky, and Cui -f amously dubbed "The Five" or "The Mighty Handful." The influence of Balakirev in particular is at once in evident in the Symphony No. 1 in E flat major (1867). Borodin began the much craggier Symphony No. 2 in B minor in 1869, the same year he commenced labor on his most important work, the opulent four-act opera Prince Igor. While it took Borodin more than five years to complete the symphony, work on Prince Igor dragged on for decades. Borodin, who had in the meantime completed a number of other works, left the opera unfinished at the time of his death. It was completed posthumously by Rimsky-Korsakov, a skillful craftsman and a particularly apt match for Borodin's colorful musical character, and Alexander Glazunov. Glazunov also completed the Symphony No. 3 in A minor, which the composer had been working on until the time of his death.

Aside from teaching chemistry and conducting research, Borodin helped found a series of medical courses for women in 1872. Such activities, as well as the poor health that plagued him in the 1880s, drained the energy that he might have devoted to composition. Still, as a part-time composer, Borodin jeft a significant oeuvre: more than a dozen worthy songs, miscellaneous piano pieces, two string quartets (the second of which contains a ravishing Nocturne often performed in an arrangement for string orchestra), and the popular tone poem In the Steppes of Central Asia (1880). He died while attending a ball in St. Petersburg on February 27, 1887.

-James Reel (All Music Guide)

======

Александр Порфирьевич Бородин

Русский композитор, учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя - Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов.

В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок ("Могучую кучку"). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других "кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.

Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Наиболее значительное произведение Бородина - опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. "Князь Игорь" развивает традиции эпической оперы Глинки "Руслан и Людмила". Бородин - один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Бородина (1-й - 1879, 2-й - 1881).

Композитор - тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики - элегия "Для берегов отчизны дальней" на слова Пушкина. Бородин впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х гг. ("Спящая княжна", "Песня тёмного леса" и др.). Писал также сатирические, юмористические песни ("Спесь" и др.). Для творчества Бородина характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в "Князе Игоре", симфониях, симфонической картине "В Средней Азии"). Творчество Бородина, яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Бородина продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.

Бородин - автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

www.classic-music.ru/borodin.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.lessontutor.com/bf_borodin.html Biography
classicalplus.gmn.com/composers/composer.asp?id=56 Biography
www.classical.net/music/comp.lst/borodin.html Works
www.belcanto.ru/borodin.html Биография [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Borodin About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Александр_Порфирьевич О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Alexander_Borodin About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Александр_Порфирьевич О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Alexander Porfiryevich Borodin - 'Die Streichqurtette' - 1982, Thorofon
  как соисполнитель ...
 Tessa Souter - 'Beyond The Blue' - 2012, Motema Music, Venus Records
 Maria Yudina - 'Maria Yudina, Live In Kiev, 1954' - 2005, TNC, Aquarius
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:35

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base