Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Sergey Taneyev
 
 

Born: Nov 25, 1856 in Vladimir district, Russia
Dead: Jun 19, 1915 in Dyudkovo, Zvenigorodsk district, Russia

Taneyev was an important Russian pianist, educator, and composer active at the turn of the twentieth century. Although he wrote a large quantity of keyboard, orchestral, vocal, and chamber music, he is known today primarily as the teacher of Scriabin, Rachmaninov, and Gliere. As a young man, Taneyev made his first impact as a pianist, giving the first Russian performance of Tchaikovsky's First Piano Concerto, and the Russian premieres of all of Tchaikovsky's other works for piano and orchestra. For many years, Taneyev's teaching and administrative duties at the Moscow Conservatory prevented him from touring as a performer, but later in his life, he resumed his career as a pianist, particularly in chamber music.

Taneyev was born into a well-to-do and aristocratically connected family, and therefore had the best possible education. His most important teachers at the Moscow Conservatory were Tchaikovsky, for composition, and Nikolay Rubinstein, for piano. Taneyev received gold medals in both at his graduation in 1875. After touring as a pianist for three years, Taneyev reluctantly took a position in 1878 at the conservatory, which would eventually lead him to its directorship in 1885. After four years, he resigned, becoming once again an instructor in order to concentrate on composition. The first result of this decision was the completion and premiere of his opera The Oresteia in 1895. In 1905, Taneyev stopped teaching completely and resumed his career as a pianist. As a result, his compositional activities turned almost exclusively to chamber music. By the time of his death at the age of 58, Taneyev had left behind a substantial catalog of works, virtually none of which has entered the standard repertory.

-Steven Coburn (All Music Guide)

=======

ТАНЕЕВ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1856-1915), русский композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог. Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович - известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра - фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г.Рубинштейна и композиции П.И.Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885-1888 по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905, в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева - композиторы С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, С.М.Ляпунов, Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н.Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом "толстовцем"), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его Дневников).

После смерти Н.Г.Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни - как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества "Музыкально-теоретическая библиотека", сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889-1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.

Как композитор Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).

Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева - поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев - автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К.Толстого (1884) и монументального полотна По прочтении псалма на стихи А.С.Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.

Умер Танеев в Москве 6 (19) июня 1915.
www.krugosvet.ru/articles/65/1006598/1006598a1.htm


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.recmusic.org/lieder/t/taneyev.html Lyrics
www.taneyev.nm.ru Официальный сайт [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Sergei_Taneyev About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Танеев,_Сергей_Иванович О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Sergei_Taneyev About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Танеев,_Сергей_Иванович О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Sergey Taneyev - 'Complete Quintets' - 2007, Northern Flowers
 Sergey Taneyev - 'Symphony No. 2; Overture And Scenes From Orestea' - 2006, Vista Vera
 Sergey Taneyev - 'The Oresteia' - 2006, IMLab
 Sergey Taneyev - 'Trio For Piano, Violin And Cello In D Major. Quartet For Piano, Violin, Viola And Cello In E Major' - 1997, Vista Vera
  как основной соисполнитель ...
 Pavel Grigoryevich Chesnokov - 'Choral Music' - 1991, Melodiya
 Mikhail Pletnev - 'Rachmaninoff: The Bells, Op.35, Taneyev: John Of Damascus, Op.1' - 2001, Deutsche Grammophon
 Various Artists - 'Arensky: Violin Concerto, Op. 54; Taneyev: Suite De Concert, Op. 28' - 2009, Hyperion Rec.
 Maria Yudina - 'The Legacy Of Maria Yudina. Volume 10' - 2005, Vista Vera
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:28

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base