Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Nikolai Andreyevich Roslavets
 
 

Born: Jan 5, 1881 in Dushatino, Ukraine
Dead: Aug 23, 1944 in Moscow

Among Russian composers declared "non-persons" by the Soviet government, Nikolai Roslavets has enjoyed the most spectacular revival in terms of new recordings and concert programming.

Roslavets was born to a peasant family in the Ukraine, growing up in a community that was primarily illiterate. His boyhood talent for the violin paid off when he was accepted into the Russian Music Society in Kursk in a class for indigent pupils. Roslavets studied with Arkady M. Abaza, entering the Moscow Conservatory in 1901. He studied orchestration with Sergei Vasilenko, graduating from the Conservatory in 1912. At this early juncture his music still retained picaresque, popular elements, and this led to the creation of works such as the popular Dance of the White Women (1912). A piano prelude, Largo (1915), written as a memorial to Abaza, is one of Roslavets' finest creations.

Completely independent of the Second Vienna School, Roslavets developed his own form of non-dodecaphonic serial composition. Roslavets derived his series from "sintetakkord," synthetic chords inspired by the "Prometheus Chord" of Scriabin. These were large chords that also contained a note row, which was used to create harmonic fields of greatly varying character. Roslavets did not use the "sintetakkord" as a basis for creating melody. His organized music is structurally terse, succinct, and profoundly workmanlike; yet wildly colorful, otherworldly, and crystalline. In early pieces that utilize this technique, such as the String Quartet No. 1 (1912), Roslavets alternates the organized material with tonal bridges and other points of reference. With the Violin Sonata No. 1 (1913), Roslavets began to fashion whole works in this medium, but not to the total exclusion of other, more conventional pieces. By 1919, Roslavets reached the conclusion that his "sintetakkord" system is perfected, synthesizing its most characteristic gestures into the Five Preludes for piano (1919-21). Roslavets wrote a manual for use of the "sintetakkord" in 1927, which has since disappeared.

The watchful eye of the Soviet government was focused upon Roslavets beginning in 1924, as Roslavets suddenly undertook the composition of mass songs for the public taste in great numbers. These are reputedly awful works, dreary agitprop texts winding through a soulless, banal, and repetitive folk melody setting. In a 1931 document, Roslavets officially repudiated his early work, deriding them as mere "experiments." He might not have bothered; the Soviet government continued to watch him closely anyway, as he moved through a soul draining progression of dull positions within the Soviet musical bureaucracy. He continued to compose Soviet Realist music until he suffered a stroke in 1939. Afterward, Roslavets lived on a military pension as the Soviets gradually erased his name from all encyclopedias and documents. When Roslavets died at age 63 he was buried without a headstone.

Many works of Roslavets are believed lost, but previously unknown manuscripts continue to turn up. Roslavets composed three symphonies, two violin concerti, and numerous symphonic poems. His chamber music is exceptionally fine, consisting of a chamber symphony, five string quartets, three piano trios, and assorted works for violin (five sonatas), viola (two sonatas) and cello (two sonatas). In his early phase, Roslavets also set songs by Russian "futurist" poets such as Elena Guro and Alexander Blok. Roslavets also left a considerable body of piano music, including five sonatas, although the scores of numbers 3 and 4 remain yet to be discovered. Roslavets' Nocturne for harp, oboe, two violas and cello (1913), written in a French impressionist manner, is immediately appealing. The "sintetakkord"-based works are less so, and are best appreciated by open-minded listeners; Roslavets' mature style can be tough going for the uninitiated.

-Uncle Dave Lewis (All Music Guide)

======

Родился 24 декабря 1880 г. (5 января 1881) в местечке Душатине Черниговской губ. (ныне Брянской области), в крестьянской семье. В его роду было много умельцев-самоучек - музыкантов и скрипачей. Под влиянием одного из них мальчик полюбил скрипку и в семь лет играл на ней по слуху. В десятилетнем возрасте он уже зарабатывал на жизнь, нанимаясь служащим в мелкие канцелярии, но старался при этом пополнить свое музыкальное образование, не гнушаясь уроками у любителей. Его профессиональная подготовка началась в 1890-е годы в Курске, в Музыкальных классах Российского музыкального общества.

Двадцати одного года оставил семью и службу и уехал в Москву. Там он в 1901 (или 1902) г. поступил в консерваторию и окончил ее в 1912 г. с Большой серебряной медалью.

Рославец не только сразу вошел в русскую музыку как большой и серьезный художник, но проявил себя как авангардист из авангардистов в то время, когда революционные идеи композиторов "левой" ориентации еще только рождались в умах их создателей. Он начиная с 1913 г. уверенно заявил о себе как крупный и зрелый, глубоко мыслящий мастер с собственным стилем и оригинальной композиторской техникой.

Интенсивная интеллектуальная работа с весны 1912 по весну 1913 г. дала свои плоды - одно за другим появлялись в 1910-е гг. его произведения: вокальный цикл "Грустные пейзажи" по П. Верлену (1913), Первый струнный квартет (1913), симфоническая поэма "В часы новолуния" (ок. 1913), "Ноктюрн" для арфы, гобоя, двух альтов и виолончели (1913), "Три..." и "Четыре сочинения для голоса и фортепиано" (1913-1914), Первая скрипичная (1913), Первая и Вторая фортепианные сонаты (1914, 1916) и множество других композиций, преимущественно в камерном жанре.

Суть новаций Рославца заключалась в создании особой системы высотной организации музыки - двенадцатитоновой серийности. Примерно в одно и то же время разными путями к ее различным вариантам шли с одной стороны Е. Голышев, И. Стравинский, Н. Обухов, И. Вышнеградский в России, с другой стороны (и с некоторой задержкой во времени) - композиторы нововенской школы А. Веберн, А. Шёнберг, А. Берг на Западе. Созданием новой композиторской техники они совершили переворот в музыкальном сознании.

Обычное восприятие музыки с детства базируется на ощущении рельефа и фона (мелодии и аккомпанемента), создающих глубинную "перспективу" музыкального пространства, подобного живописному. Традиционная музыка XIX-XX веков нам так же привычна и понятна, как, например, живопись передвижников с ее прямой перспективой и реальными жизненными предметами и формами. В этом музыкальном пространстве, основанном на закономерностях тональности (мажорной или минорной), слух всегда имеет "точки опоры" - устои, к которым стремятся неустойчивые тоны. Сами того не подозревая, мы ассоциируем слуховое пространство с категориями силы тяжести или ее преодоления: мы говорим о "тяжелом состоянии" и "тяжелом звуке" (по-итальянски "баритон"), о звуках "высоких и низких", о "вспархивающих трелях", "подъеме мелодии", "парящем" или "летящем" мотиве и прочем. Так создаются предпосылки для "земной", "человеческой" образности в "реальном" музыкальном пространстве классической музыки.

Серийная техника радикально меняет этот стереотип. Все двенадцать возможных или несколько избранных тонов (звуков) октавы, образующие "серию", становятся независимыми друг от друга, и слух внезапно оказывается в непривычной ситуации отсутствия традиционного соотношения мелодии и аккомпанемента, а главное - устойчивости и тяготений. Мы словно бы переходим в иное пространство, в состояние невесомости, лишенное привычных "земных" ориентиров.

Подобное происходило и в "лучистых" композициях М. Ларионова, и в кубофутуристических картинах Д. Бурлюка, и на супрематических полотнах К. Малевича, где отсутствуют понятия "верха" и "низа" и привычные "земные" предметы. "Чистые формы" и абстракции - параллельные явления живописи и музыки, отражающие новое восприятие времени и пространства, соответствующее изменившейся картине мира в XX столетии.

Современников поражало, что Рославец называл себя не "композитором", а "организатором звуков".

Насколько хорошо была знакома широкой публике музыка Рославца в 1910-е гг., сегодня сказать трудно.

Революцию Рославец встретил с радостью. В 1917-1918 гг. он - первый представитель Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в городе Ельце. В 1919-м - председатель правления Московского губернского управления Всерабис (Всероссийского объединения работников искусств). В 1921 - 1923 гг. профессор Рославец возглавлял Харьковский музыкальный институт и заведовал отделом художественного образования Наркомпроса УССР. В эти годы он одним из первых стал пропагандировать в России творчество "нововенцев" А. Веберна и А. Шёнберга, созвучное его представлениям о "музыкальной красоте".

В 1923-1930-х гг. Рославец - редактор Главреперткома, уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству, преподаватель Московского музыкального политехникума. Деятельность его тесно связана с АСМ (Ассоциацией современной музыки), целью которой было развитие новых направлений отечественной музыки; туда входили Н. Мясковский, Б. Асафьев, В. Щербачев, А. Александров, В. Беляев, В. Держановский, С. Фейнберг, Д. Шостакович и др. Рославец был близко знаком с В. Каменским, В. Маяковским, его перу принадлежит вокальный цикл на стихи петербургских эгофутуристов. Однако композитор, шедший собственной дорогой, не полностью вписывался в их круг. Место "председателя земного шара от секции музыки" в их ряду занял Артур Лурье.

После революции Рославец еще продолжал писать музыку в русле найденного метода: это вокальный цикл "Пламенный крут" (1920), Третий квартет (1920), симфоническая поэма "Человек и море" по Ш. Бодлеру (1921), Пять прелюдий для фортепиано (1921 - 1922), симфоническая поэма "Конец света" по П. Лафаргу (1922), Пятая соната для фортепиано (1923), Вторая соната для виолончели и фортепиано (1924), Первый скрипичный концерт (1925) и множество других камерных сочинений.

Конец 20-х гг. оказался для композитора переломным этапом. Со стороны деятелей РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) и Пролеткульта, ратовавших за примитив для масс, Рославец подвергался нападкам и обвинениям в "буржуазной идеологии". Он вынужден был писать покаянные письма в вышестоящие инстанции.

Рославец уехал в Ташкент, где в 1931 - 1933 гг. работал музыкальным руководителем Радиоцентра, заведовал музыкальной частью и дирижировал постановками Узбекского музыкального театра. Написанный им первый узбекский балет-пантомима "Пахта" ("Хлопок") был поставлен в Ташкенте в 1933 г. Затем он вернулся в Москву и продолжил службу в различных госучреждениях. Сочиняемая им в это время музыка - профессионально написана, но лишена творческого полета.

Умер он 23 августа 1944 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище.

С 70-х гг. XX в. началось возрождение музыки Н. Рославца. В 1993 г. в Москве появился исполнительский коллектив его имени - "Рославец-трио".

www.silverage.ru/music/roslav_bio.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
rusfno.boom.ru/st/Rosl_Holop01.html Биография [ru]
www.silverage.ru/music/roslav_bio.html Биография [ru]
www.festival.bryansk.ru/roslav.htm Биография [ru]
newmuz.narod.ru/st/Rosl_Holop02.html О музыке [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Nikolai_Roslavets About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Рославец,_Николай_Андреевич О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Nikolai_Roslavets About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Рославец,_Николай_Андреевич О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Nikolai Andreyevich Roslavets - 'Chamber Symphony & The Hours Of The New Moon' - 2006, Hyperion Rec.
 Nikolai Andreyevich Roslavets - 'In Den Studen Des Neumonds. Konzert Fur Violine Und Orchester Nr.1' - 1993, Wergo
 Nikolai Andreyevich Roslavets - 'Piano Music (Marc-Andre Hamelin)' - 1997, Hyperion Rec.
 Nikolai Andreyevich Roslavets - 'The Chamber Music' - 1992, Harmonia mundi
 Nikolai Andreyevich Roslavets - 'Violin Concertos' - 2008, Hyperion Rec.
 Nikolai Andreyevich Roslavets - 'Violin Sonatas Nos. 1, 4 And 6. Three Dances' - 2006, Naxos
  как основной соисполнитель ...
 Yuri Bashmet - 'Glinka, Roslavets, Shostakovich - Viola Sonatas' - 1992, RCA Red Seal, BMG
 Novosibirsk 'Filarmonica' String Quartet - 'Russinan Futurism. Vol. 5. Mosolov, Roslavets, Knipper' - 2008, Arte Nova
 Various Artists - 'Prokofiev: Quintet. Shcherbachov: Noneto. Roslavets: Chamber Symphony' - 1998, Harmonia mundi
 Various Artists - 'Roslavets: String Quartet No. 3. Lourie: Suite For String Quartet & Concerto Da Camera' - 2003, MD&G
  как соисполнитель ...
 Geoffrey Douglas Madge - 'Keys To Russia' - 1978, BVHaast
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:27

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base