Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Olivier Messiaen
 
 

Birth: Dec 10, 1908 in Avignon, France
Death: Apr 27, 1992 in Clichy, France
Genre: Music for Keyboard, Chamber Music
Country: France

Olivier Messiaen was a French composer, organist, teacher, and ornithologist whose music is distinguished by his deep devotion to Catholicism, exoticism, and nature. At the age of 11 he entered the Paris Conservatoire, studying organ and improvisation with Marcel Dupre and composition with Paul Dukas. In 1930, he became the principal organist at La Trinite Cathedral in Paris, a post he held for more than 40 years. His distinguished teaching career is marked by appointments in Darmstadt (1950-53), his famous courses in harmony and analysis at the Paris Conservatoire beginning in 1947, and his appointment as professor of composition there in 1966. His impressive list of students includes Boulez, Stockhausen, and his second wife, keyboardist Yvonne Loriod, among many others.

In synthesizing an individual style, Messiaen discovered in the music of Debussy the properties of "exotic" modes such as the whole-tone] and diminished scales, calling them "modes of limited transposition." The inherent symetricalities of these modes enabled Messiaen to create progressions and melodies free of the tonic-dominant polarity of traditional tonal music, while remaining independent of the 12-tone system as well. Messiaen was gifted with a strong sense of "synaesthesia" or hearing in colors. He often described his music in terms of "color progressions," also equating key signatures and collections (sets) of pitches with specific colors. At an early age, Messiaen developed a strong interest in rhythm, particularly fostered by Stravinsky's The Rite of Spring. His rhythmic investigations ranged from Gregorian chant, to ancient Greek poetic meters, to Indian raga, to gamelan music. He soon left regular metric divisions behind, although repetition remained an integral part of his rhythmic vocabulary. All of these elements are explained in great detail in his 1944 publication, Technique de mon langage musical (Technique of my musical language).

In 1940, while a prisoner of war of the Germans, Messiaen composed Quatuor pour la fin du temps (Quartet for the End of Time). The quartet's unique instrumentation of piano, clarinet, violin, and cello was written for, and premiered by Messiaen and three fellow inmates while in detention; it became one of the great chamber works of the twentieth century. Messiaen was one of the first composers to apply serial techniques to parameters other than pitch (such as duration, register, and dynamics) in Mode de valeurs et d'intensites (1949) for solo piano. His interest in plain chant and rhythm led him to the ancient Greeks and Hindus, where he discovered processes such as nonretrogradable, additive, and subtractive rhythms. The Turangalila-symphonie of 1948 is the most synthetic of his early works. It features rich orchestration, imaginative use of tonal colors, Hindu rhythms, and a formal scheme that unfolds in large, block-like structures. Also of note here is one of the earliest uses of the Ondes Martenot, an electronic instrument capable of producing eerie glissandi, as well as monophonic melodies. Messiaen had a deep love of birdsong, and spent much time in the wild making extensive transcriptions, many of which would surface in his works, most notably in an arresting orchestral passage in Chronochromie (1960) and the monumental &Catalogue d'oiseaux (Catalog of the Birds) (1958) for solo piano. His large body of organ music, composed primarily during his tenure as organist at the Sainte Trinite Cathedral, is highly idiomatic, colorful in harmony and registration, and rhythmically ingenious. From 1950, his &Messe de la Pentecote (Mass of the Pentecost) is a collection of improvisations that he shaped into a composition. His only opera, &St. Francis d'Assise, was completed in 1983.

-Todd McComb (All Music Guide)

======

Оливье МЕССИАН

Французский композитор Оливье Мессиан - автор духовной музыки, которую уже при жизни мастера сравнивали с сочинениями Палестрины, Баха и Генделя. Как композитор и органист Мессиан начал работать в 30х гг., после окончания Парижской консерватории (1930 г.). Произведения этих лет посвящены христианской тематике и, как правило, представляют собой циклы пьес, написанных в жанре музыкальной медитации, созданном самим мастером. (Медитация - состояние глубокой сосредоточенности на конкретных религиозных идеях и образах.) Шедевром органной музыки можно назвать девяти частный цикл "Рождество Христово" (1935 г.). Автор стремится проникнуть в глубинный смысл Рождества, показать средствами музыки Святое семейство, ангелов, пастухов, волхвов. Мессиану удалось передать состояние духовной сосредоточенности и благоговения, которое внезапно охватывает человека, погружённого в сопереживание событиям Священной истории. Кроме евангельских сюжетов излюбленной темой композитора стал образ Церкви - как торжества вселенской гармонии между Богом и духовно преображённым человечеством. В произведении для органа "Явление Предвечной Церкви" (1932 г.) образ Церкви предстаёт в короткой теме, состоящей из трёх аккордов. Эти аккорды - фундамент, на котором возводится сложная полифоническая конструкция. Предельная громкость звучания органа переносится слушателями обычно с трудом, но здесь воспринимается легко и органично, помогая почувствовать состояние духовного восхищения перед от крывшейся картиной.

В число лучших духовных произведений Мессиана входит восьми частный квартет "На коней времени" (1940-1941 гг.) для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Композитор написал его, находясь в немецком лагере для военнопленных, куда попал как участник Второй мировой войны (освобождён в 1942 г.). Премьера квартета состоялась в 1941 г. силами пленных музыкантов, с трудом раздобывших плохонькие инструменты. Автор обратился к теме Апокалипсиса - последней книги Нового Завета, повествующей о втором пришествии Христа и "конце света". Согласно традиции, речь должна была идти прежде всего о суде Христа над душами умерших. Но Мессиан, отдав дань драматическим образам Страшного суда, сосредоточивается на идее вечного торжества Христа и полного обновления природы человека. Части "Слава бессмертию Иисуса" и "Хрустальная литургия" - самые сильные в музыке квартета, а состав инструментов позволяет найти особенно тонкие тембровые краски. В 40х гг. Мессиан пережил увлечение древнеиндийскими религиозными учениями. Композитор считал, что они предвосхищают христианство и несут в себе представления о любви как основе жизни. Он погрузился в изучение духовной литературы и ладовых систем индийской музыки, и в 1948 г. появилась симфония "Турангалила" (по словам Мессиана, "песнь любви, гимн радости") - монументально десяти частное произведение для оркестра, солирующих фортепиано и волн Мартено. Размышления о роли земной красоты в духовном мире человека привели мастера в 50х гг. к новой неожиданной теме - образам птиц. Мессиан с тщательностью учёного занимался орнитологией (наука о птицах), искал в инструментальной музыке возможности для подражания птичьим голосам и одно за другим создавал произведения на "орнитологические" темы: поэму "Пробуждение птиц" (1953 г.) для фортепиано с оркестром, цикл "Экзотические птицы" (1956 г.) для фортепиано, духовых и ударных инструментов, фортепианный цикл "Каталог птиц" (1956-1958 гг.). Тема, которую многие восприняли как "странную причуду гения", имела для композитора глубокий духовный смысл. Он говорил, что птицы - это голос природы, они прославляют своим пением Бога Твориа. Поэтому воспроизвести средствами музыки голос птицы - значит соединиться с этим бесконечным хвалебным гимном. Погружение в мир живой природы закономерно привело Мессиана к образу святого Франциска Ассизского (1181 или 1182-1226), с особой нежностью относившегося к животным и птицам. На сюжет из его жизни композитор в 1983 г. написал оперу (он создал к ней не только либретто, но даже декорации и костюмы). В 60х гг. Мессиан увлёкся идеей цветомузыки, следуя в этом опыту А. Н. Скрябина. Как интересный эксперимент появилось сочинение для оркестра "Хронохромия" (1960 г.), для которого мастер сделал специальную светозвуковую партитуру. Оливье Мессиан - автор оригинальной ладовой и ритмической системы, которую подробно объяснил в книге "Техника моего музыкального языка" (1942 г.). Композитор много выступал с концертами - он был одним из лучших исполнителей собственных произведений. Много сил Мессиан отдавал педагогике. В 1942 г. он стал профессором Парижской консерватории по классам органа, композиции и по теоретическим дисциплинам. Его учениками были мастера послевоенного авангарда - Пьер Булёз, Карлхайнц Шток хаузен и другие, а на специальные курсы лекций по эстетике и анализу музыкальных форм стремились попасть студенты всей Европы.

scit.boom.ru/music/Zarubegnai_musica_XXveka2.htm


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
musikkk.narod.ru/Persons/Composers/Messiaen.htm About [ru]
www.stephenbrookes.com/new-writing/2008/12/28/olivier-messiaen-visionary.html About
www.musicacademyonline.com/composer/biographies.php?bid=113 Biography [ru]
www.classical.net/music/comp.lst/messiaen.php Biography [ru]
www.essentialsofmusic.com/composer/messiaen.html Biography [ru]
books.google.ru/books?id=NUZrNOj9vsQC&lpg=PP1&ots=tBoevTdK2M&dq=Olivier Messiaen&pg=PP1#v=onepage&q=Olivier Messiaen&f=false Messiaen - Robert Sherlaw Johnson (book)
books.google.ru/books?id=ITJRdRetSDMC&lpg=PP1&ots=LZzntHlrdO&dq=Olivier Messiaen&pg=PA265#v=onepage&q&f=false Olivier Messiaen: a research and information guide - Vincent Perez Benitez (book)
books.google.ru/books?id=Jt16devDZnUC&printsec=frontcover&dq=Olivier+Messiaen&source=bl&ots=1tPctcWxZW&sig=BZ0k2YJf4DqGESGVa4nsN13jSAU&hl=ru&ei=Og0NTImOG9OYOODu2dkM&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CAoQ6AEwATgK#v=onepage&q&f=false Olivier Messiaen: music, art and literature - Christopher Philip Dingle, Nigel Simeone (book)
www.oliviermessiaen.co.uk Personal website. Biography, works
oliviermessiaen.net Personal website. Biography, works
en.wikipedia.org/wiki/Olivier_Messiaen About from 'wikipedia'
en.m.wikipedia.org/wiki/Olivier_Messiaen About from 'wapedia.mobi' [mobile]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Olivier Messiaen - 'Des Canyons Aux Etoiles' - 2003, Sony
 Olivier Messiaen - 'Poemes Pour Mi, Sept Haikai, Le Reveil Des Oiseaux' - 1997, Deutsche Grammophon
 Olivier Messiaen - 'Quatuor Pour La Fin Du Temps' - 1988, RCA Victor
 Olivier Messiaen - 'Theme Et Variations Pour Violon Et Piano. Quator Pour La Fin Du Temps' - 1994, Vista Vera
 Olivier Messiaen - 'Turangalila Symphonie' - 1992, Deutsche Grammophon
 Olivier Messiaen - 'Visions De L'Amen' - 2000, Vista Vera
  как основной соисполнитель ...
 Gidon Kremer - 'Bartok, Janacek: Violin Sonatas, Messiaen: Theme And Variations' - 1990, Deutsche Grammophon
 Alexander Lonquich - 'Plainte Calme' - 2004, ECM
 Various Artists - 'Messiaen: Turangalila Symphony. Roussel: Symphony No. 3; Symphony No. 4' - 2001, RCA, Red Seal
  как соисполнитель ...
 Cecilia Bartoli - 'A Hymn For The World' - 1997, Deutsche Grammophon
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:24

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base