Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Claudio Monteverdi
 
 

Country: Italy
Birth: May 15, 1567 in Cremona, Italy
Death: Nov 29, 1643 in Venice, Italy
Period: Baroque

If one were to name the composer that stitches the seam between the Renaissance and the Baroque, it would likely be Claudio Monteverdi - the same composer who is largely and frequently credited with making the cut in the first place. The path from his earliest canzonettas and madrigals to his latest operatic work exemplifies the shifts in musical thinking that took place in the last decades of the sixteenth century, and the first few of the seventeenth.

Monteverdi was born in Cremona, Italy, on the 15th of May, 1567. As a youth his musical talent was already evident: his first publication was issued by a prominent Venetian publishing house when he was 15, and by the time he was 20 a variety of his works had gone to print. His first book of five-voice madrigals, while bearing a dedication to his Cremonese mentor Ingegnieri, succeeded in establishing his reputation outside of his provincial home-town, and helped him find work in the court of the Duke Gonzaga of Mantua. His compositions from the Mantuan period betray the influence of Giaches de Wert, who Monteverdi eventually succeeded as the maestro di cappella. It was around this time that Monteverdi's name became widely known, due largely to the criticism levied at him by G.M. Artusi in his famous 1600 treatise "on the imperfection of modern music." Artusi found Monteverdi's contrapuntal unorthodoxies unacceptable and cited several excerpts from his madrigals as examples of modern musical decadence. In the response that appeared in the preface to Monteverdi's fifth book of madrigals, the composer coined a pair of terms inextricably tied to the diversity of musical taste that came to characterize the times. He referred to the older style of composition, in which the traditional rules of counterpoint superseded expressive considerations, as the prima prattica. The seconda prattica, as characterized by such works as Crudi Amarilli, sought to put music in the servitude of the text by whatever means necessary-including "incorrect" counterpoint-to vividly express the text.

In 1607, Monteverdi's first opera (and the oldest to grace modern stages with any frequency) L'Orfeo, was performed in Mantua. This was followed in 1608 by L'Arianna, which, despite its popularity at the time, no longer survives except in libretti, and in the title character's famous lament, a polyphonic arrangement of which appeared in his sixth book of madrigals (1614). Disagreements with the Gonzaga court led him to seek work elsewhere, and finally in 1612 he was appointed maestro di cappella at St. Mark's Cathedral in Venice.

His earliest years at Venice were a rebuilding period for the cappella, and it was some time before Monteverdi was free to accept commissions outside his duties at the cathedral. In 1616 he composed the ballet Tirsi i Clori for Ferdinand of Mantua, the more-favored brother of his deceased and disliked ex-employer. The following years saw some abandoned operatic ventures, the now-lost opera La finta pazza Licori, and the dramatic dialogue Combattimento di Tancredi e Clorinda.

The 1630s were lean musical years for Monteverdi. Political battles and an outbreak of the plague left him without commissions from either Mantua or Venice. However, with the opening of Venetian opera houses in 1637, Monteverdi's operatic career was revived. A new production of L'Arianna was staged in 1640, and three new operas appeared within two years: Il ritorno d'Ulisse in patria, Le nozze d'Enea con Lavinia, and L'incoronazione di Poppea. This resurgence preceded his death by just a few years: he passed away in Venice in 1643.

- Jeremy Grimshaw (All Music Guide)

=====

Клаудио Монтеверди

Творчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди - одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди - истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое, ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.

Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М. Индженьери - опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. Моитеверди сочинять начал рано. Уже в начале 1580-х гг. вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат), а к концу этого десятилетия он становится известным в Италии композитором, членом академии Сайта Чечилия в Риме. С 1590 г. Монтеверди - на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т. Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер - Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене. В феврале 1607 г. в Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди - "Орфей" (либретто А. Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа - Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) "Орфей" отличается удивительным для раннего произведения богатством средств. Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди - "Ариадна" (1608). Это знаменитый "Плач Ариадны" ("Дайте мне умереть..."), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере. (Плач Ариадны известен в двух вариантах - для голоса solo и в виде пятиголосного мадригала.)

В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам. Одно из оригинальнейших произведений этих лет - драматическая сцена "Поединок Танкреда и Клоринды" на текст из поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", соединившая чтение (партия Рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены. В связи с "Поединком" Монтеверди писал о новом стиле concitato (возбужденном, взволнованном), противопоставляя его господствовавшему в то время "мягкому, умеренному" стилю.

Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди (в Венеции был создан последний, восьмой сборник мадригалов, 1638). В этом жанре многоголосной вокальной музыки сформировался стиль композитора, произошел отбор выразительных средств. Особенно оригинален гармонический язык мадригалов (смелые тональные сопоставления, хроматические, диссонирующие аккорды и т. п.). В конце 1630-х - начале 40-х гг. наивысшего расцвета достигает оперное творчество Монтеверди ("Возвращение Улисса на родину" - 1640, "Адонис" - 1639, "Свадьба Энея и Лавинии" - 1641; 2 последние оперы не сохранились).

В 1642 г. в Венеции была поставлена "Коронация Поппеи" Монтеверди (либретто Ф. Бузинелло по "Анналам" Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица - римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель - философ Сенека. Многое в "Коронации" наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора - В. Шекспира. Открытость и накал страстей, резкие, подлинно "шекспировские" контрасты сцен возвышенных и жанрово-бытовых, комедийных. Так, прощание Сенеки с учениками - трагическая кульминация оаеры - сменяется веселой интермедией пажа и служанки, а затем начинается настоящая оргия - Нерон с друзьями глумится над учителем, празднует его смерть.

"Единственный его закон - сама жизнь", - писал о Монтеверди Р. Роллан. Смелостью открытий творчество Монтеверди надолго опередило свое время. Композитор провидел очень отдаленное будущее музыкального театра: реализм оперной драматургии В. А. Моцарта, Дж. Верди, М. Мусоргского. Может быть, поэтому столь удивительной оказалась судьба его произведений. Долгие годы они оставались в забвении и вновь вернулись к жизни только в наше время.

И. Охалова
www.belcanto.ru/monteverdi.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
sites.google.com/site/marshallcharles/ Monteverdi's Fourth Book of Madrigals English Translations
www.classical.net/music/comp.lst/monteverdi.html Works
www.medieval.org/emfaq/composers/monteverdi.html Works
clasmusic.ru/index.php/Klaudio-Monteverdi.html Биография [ru]
www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1037&op=bio Биография, творчество [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Claudio_Monteverdi About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Монтеверди,_Клаудио_Джованни_Антонио О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Claudio_Monteverdi About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Монтеверди,_Клаудио_Джованни_Антонио О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Claudio Monteverdi - 'Cathy Berberian Sings Monteverdi' - 1995, Teldec
 Claudio Monteverdi - 'Madrigali Amorosi' - 2002, Deutsche Harmonia Mundi
 Claudio Monteverdi - 'Salve Regina' - 1990, EMI, Virgin Classics, Veritas
 Claudio Monteverdi - 'Selva Morale e Spirituale' - 2005, Ambronay
 Claudio Monteverdi - 'Vespro Della Beata Vergine, 1610' - 1999, Astree
  как основной соисполнитель ...
 Christina Pluhar - 'Monteverdi: Teatro D'Amore' - 2009, Virgin Classics
 Various Artists - 'Combattimento Di Tancredi e Clorinda Lamento D'Arianna' - 1979, Archiv
 Various Artists - 'Gloriae Dei Cantores. San Marco 1527-1740' - 1993, Gloriae Dei Cantores
 Various Artists - 'Nova Metamorfosi: Sacred Music In Milan In The Early Seventeenth Century' - 2003, Alpha
  как соисполнитель ...
 Dowland Project - 'Care-charming Sleep' - 2003, ECM
 Montserrat Figueras - 'Battaglie & Lamenti' - 2000, AliaVox
 Il Giardino Armonico - 'Il Giardino Armonico' - 2006, Warner Classics
 La Capella Reial De Catalunya - 'Offertorium' - 1997, Astree, Auvidis
 Various Artists - 'Love & Lament' - 2001, Channel, Canal Grande
 Various Artists - 'Un Concert Pour Mazarin' - 2004, EMI, Virgin Classics, Veritas
 Various Artists - 'Venetian Church Music, 16th-18th Cent.' - 1991, EMI
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:41:13

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base