Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Alban Berg
 
 

Country: Austria
Birth: Feb 9, 1885 in Vienna, Austria
Death: Dec 24, 1935 in Vienna, Austria
Period: Modern

Alban Maria Johannes Berg is one of the central figures of twentieth-century music. As one of the ruling triumvirate of the Second Viennese School, Berg produced a rather small body of work that is nonetheless distinguished by a strongly Romantic aesthetic and a distinctive dramatic sense.

Berg's father was an export salesman, his mother the daughter of the Austrian Imperial jeweler. The young Alban's musical training consisted mainly of piano lessons from his aunt; by his teenage years, however, he had composed dozens of songs without the benefit of formal compositional studies.

Berg was a dreamy youth and an indifferent student. In 1903, he endured the end of a passionate (if adolescent) love affair, failed his school finishing exams, and became despondent over the death of his idol, composer Hugo Wolf, all of which led to a suicide attempt. However, he survived to repeat his final year of school and went to work as an apprentice accountant. In 1904 Berg's brother, Charley, took Alban's compositions to Arnold Schoenberg, who accepted Berg as a student. In 1907 Berg met the singer Helene Nahowski, overcame her parents' objections over his poor health (he had severe asthma) and lack of prospects, and married her in 1911.

The composer was drafted into the Austrian Army in 1915, served for eleven months, and was discharged for poor health. The army experience led him to revisit Woyzeck Georg Bьchner's tregadey about a horribly brutalized private. In 1917, Berg began an operatic adaptation of the play, which occupied him for the next five years. When the Austro-Hungarian empire collapsed in the wake of World War I, Berg found work as business manager of Schoenberg's Society for Private Musical Performances, an organization which allowed Vienna's musical avant-garde to enjoy professionally prepared performances before friendly, critic-free audiences.

After a number of interruptions related to personal and familial affairs, Berg completed Wozzeck in 1922. Though initially savaged by critics, the opera eventually gained momentum, enjoying performances throughout Europe and recognition as a masterpiece. Berg's next major work, the Chamber Concerto (1923-25) was among his first to demonstrate the influence of Schoenberg's twelve-tone method, though the work does not make rigorous, consistent use of twelve-tone practices. During 1925-26, Berg wrote the Lyric Suite for string quartet, parts of which systematically employ twelve-tone principles. The Lyric Suite remains one of the composer's most often performed works; George Gershwin, it is said, had a particular admiration for this music. Years after Berg's death, scholars confirmed that the composer had originally included a sung text in the last movement, a tribute to his "secret" lover, Hanna Fuchs-Robertin. The Suite is now sometimes performed with this restored text.

The last of Berg's works are among his most important. The Violin Concerto (1935) is dedicated "to the Memory of an Angel," a reference to the daughter of Alma Mahler (a close ally) and Walter Gropius, Manon, who had died at the age of 19. The work is particularly striking in its lyrical expressiveness and for the incorporation of tonal elements into its twelve-tone idiom. At the time of his death from blood poisoning in 1935, Berg was in the middle of work on his opera Lulu, a sexual horror story, which he had begun in 1929. The opera's unfinished third act was completed by Friedrich Cerha in 1976, after twelve years of work.

All Music Guide

=========

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шёнберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шёнберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли "драмами крика".

Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени - трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие "маленькому человеку". Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг - вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.

Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле, пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться под руководством Шёнберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то же время умение использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю жизнь.

Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга - Соната для фортепиано, окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия слушателей; у Берга, так же как у Шёнберга и Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.

В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно).

Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера "Воццек" (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение "Воццека" вскоре было запрещено - мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась. В процессе работы над оперой "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры") он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в год смерти свою "лебединую песню" - Концерт для скрипки "Памяти ангела".

За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера "Воццек" и Концерт для скрипки с оркестром; много исполняются также опера "Лулу"; "Лирическая сюита для квартета" (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария "Вино" (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге - 1929).

В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и инструментальных произведений. Опера "Воццек" была написана по драме Г. Бюхнера "Войцек". "В мировой оперной литературе не было примера сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью" (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо- Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования - различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в "Воццеке" музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев: "...Я не знаю иной современной оперы, которая сильнее, чем "Воццек", подкрепила бы социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу".

Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого жанра - ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение "Памяти ангела". Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни, построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию; Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из духовной кантаты № 60 Es ist genug).

Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др.

- В. Холопова
www.belcanto.ru/berg.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
books.google.ru/books?id=3jiyTksUucIC&lpg=PP1&ots=PJTffQN-pz&dq=Alban Berg&pg=PR4#v=onepage&q&f=false About
www.musicacademyonline.com/composer/biographies.php?bid=24 Biography
www.kunstderfuge.com/bios/berg.html Biography
library.thinkquest.org/27110/noframes/composers/berg.html Biography, works
www.wwnorton.com/college/music/enj9/shorter/composers/berg.htm Biography, works
www.classical.net/music/comp.lst/berg.html Works
en.wikipedia.org/wiki/Alban_Berg About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Берг,_Альбан О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Alban_Berg About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Берг,_Альбан О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Alban Berg - 'Chamber Concerto. Three Orchestral Pieces, Op. 6. Violin Concerto' - 1995, Sony
 Alban Berg - 'Complete Chamber Music' - 2002, Chandos
 Alban Berg - 'Lulu (Pierre Boulez)' - 2004, Aquarius, Deutsche Grammophon
 Alban Berg - 'Wozzeck (Claudio Abbado)' - 1988, Deutsche Grammophon
 Alban Berg - 'Wozzeck (Pierre Boulez)' - 1989, CBS Records
 Alban Berg - 'Wozzeck. Lulu (Karl Bohm)' - 1965, Deutsche Grammophon
  как основной соисполнитель ...
 Claudio Abbado - 'Mahler: Sinfonie Nr. 4 G-Dur. Berg: Sieben Fruhe Lieder' - 2005, Deutsche Grammophon
 Australia Ensemble - 'Music Of The Second Vienese School' - 1990, Fifth Continent Music, Entr'acte
 Antal Dorati - 'Vienna: Music By Schoenberg, Webern And Berg' - 1990, Mercury
 Rafael Kubelik - 'Berg: Violin Concerto. Schoenberg: Piano And Violin Concertos' - 1971, Deutsche Grammophon
 Jessye Norman - 'Jessye Norman Sings Alban Berg' - 1995, Sony
 The Kronos Quartet - 'Alban Berg: Lyric Suite' - 2003, Nonesuch, G&P Music
 Mitsuko Uchida - 'Schoenberg: Piano Concerto; Piano Pieces, Opp. 11 & 19; Berg: Piano Sonata' - 2001, Philips
 Various Artists - 'Schoenberg: Noche Transfigurada Op. 4. Berg: Concierto Para Violin y Orquesta' - 1989, Planets-De Agostini
 Christoph Von Dohnanyi - 'Alban Berg: Wozzeck. Arnold Schoenberg: Erwartung' - 1991, Decca
  как соисполнитель ...
 Henk De Graaf - 'The Classical Clarinet' - 2006, Brilliant Classics
 Glenn Gould - 'Berg, Krenek, Webern, Debussy, Ravel' - 1995, Sony, Galactic
 Lev Mikhailov - 'Virtuosity Of Clarinet, Vol.2 - Lev Mikhailov' - 2004, Vista Vera
 The Kronos Quartet - 'At The Grave Of Richard Wagner' - 1993, Nonesuch
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:40:56

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base