Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Marc-Antoine Charpentier
 
 

Марк-Антуан Шарпантье (фр. Marc-Antoine Charpentier; 1643, Париж - 24 февраля 1704, Париж) - французский композитор, певец.

Родился в Париже, отец - Луи Шарпантье, по профессии "maitre e'crivain" (фр. переписчик официальных документов). Когда Марк-Антуан начал заниматься музыкой, неизвестно.

В начале 1660-х Шарпантье едет в Италию изучать живопись, но вместо этого на три года поступает в учение к Джакомо Кариссими, самому знаменитому римскому композитору той эпохи. В конце 1660-х он возвращается в Париж и поступает на службу к Мари де Лоррен, принцессе Жуанвильской, герцогине де Гиз. Мадмуазель де Гиз обожает музыку, в ее доме постоянно проводятся музыкальные салоны, но Гизы находятся в оппозиции к королевскому двору, и жизнь Шарпантье протекает вдали от музыкального бомонда той эпохи.

В 1672 г. Мольер приглашает Шарпантье заменить Люлли в работе над его комедиями-балетами, в частности "Графиня д'Эскарбаньяс", "Брак поневоле", "Докучные" и "Мнимый больной". После смерти Мольера Шарпантье продолжает работать в Труппе короля, с 1682 г. называемой "Комеди Франсез".

В апреле 1683 г. жаждущий признания Шарпантье принимает участие в конкурсе на должность учителей музыки Королевской капеллы. Из-за болезни он не смог пройти испытания до конца, но его отмечает Людовик XIV. После смерти 30 июля 1683 г. королевы Марии-Терезии Шарпантье получает заказы на сочинения в ее память (мотет "Luctus de morte augustissim? Mari? Theresi? regin? Galli?" и др.).

В начале 1680-х Шарпантье назначен ответственным за музыку к религиозным службам Дофина, он также обучает музыке герцога Орлеанского, будущего регента Франции, для которого написал трактаты "Правила композиции" и "Сокращенные правила аккомпанемента". Во время одного из визитов к дофину короля, последнему так понравилась музыка Шарпантье, что он до своего возвращения в Сен-Жермен не хотел слушать ничего другого. В честь переезда королевского двора в Версаль, Шарпантье сочиняет дивертисмент "Версальские удовольствия". После смерти в 1688 г. Мадмуазель де Гиз, Шарпантье поступает на службу к Иезуитам, - учителем музыки в колледж Людовика Великого на улице Сен-Жак в Париже, а потом в церковь Святого Людовика на улице Сент-Антуан.

Во время службы у Иезуитов, Шарпантье представляет в Королевской академии музыки "Медею", свою лучшую лирическую трагедию (4 декабря 1693 г.).

28 июня 1698 г. Шарпантье назначают учителем музыки в Сен-Шапель, наряду с Собором Парижской Богоматери, одного из самых важных учреждений Парижа, где он занимается с детьми семи-восьми лет сольфеджио, вокальной техникой, чтением с листа и композицией.

Шарпантье умер в своем домике в Сен-Шапель 24 февраля 1704 г.
...
'Wikipedia lib.'

=====

Country: France
Birth: 1643 in Paris, France
Death: Feb 24, 1704 in Paris, France
Period: Baroque

Completely forgotten and then hailed, in the twentieth century, as a Baroque genius, Charpentier was born in Paris, in 1643. In the mid-1660s, he traveled to Rome, where he spent three years studying with Carissimi and mastering the Italian style. Upon his return to Paris, Charpentier accepted employment and patronage from the powerful and pious Marie de Lorraine, known as Mademoiselle de Guise, last scion of the illustrious Guise family. In 1627, already known for his religious music, Charpentier agreed to provide incidental music for Moliere's comedies. With astounding facility, the church composer wrote witty, charming, and delightful music in perfect consonance with Moliere's comedic genius, as exemplified by the extraordinary score for Le Malade imaginaire. Nevertheless, church music remained Charpentier's primary vocation, and he steadily wrote masses, motets, hymns, and various other liturgical pieces. After Mademoiselle de Guise died in 1688, Charpentier found employment at the college Louis le Grand, where his accomplishments included the Latin oratorio David et Jonathas, a dramatic masterpiece. His next post was at the Jesuit Church of St. Louis, where he composed music for various aspects of the Catholic liturgy. Interestingly, Charpentier also wrote for the Jansenists, managing to satisfy their exceedingly austere taste, quite a feat for a composer whose music brings to mind Baroque chromatic splendor and the gloriously opulent beauty of stained-glass windows of France's great cathedrals. In 1693, Charpentier's Medea, a tragedie en musique, had its premiere at the Academie Royale. If the composer thought this extraordinary work would secure him a royal appointment, he was mistaken, for the audience seemed deaf to the music. In 1698, Charpentier became music master for children at the Sainte-Chapelle, remaining there until his death. Two and a half centuries after Charpentier's death, millions heard the opening bars of his stunningly brilliant Te Deum (H. 146), selected as Eurovision's official theme. A master of harmonic and melodic invention, Charpentier satisfies the three prerequisites for beauty formulated by St. Thomas Aquinas: consonantia (harmony), integritas (perfection), and claritas (brilliance). This quintessentially Catholic composer ingeniously resolved the perceived conflict between faith and pure beauty by creating music in which devotion and beauty cannot be separated. Indeed, musicologist Catherine Cessac captured the essence of Charpentier's music when she wrote that the "grandeur and originality of Charpentier's music is due to a combination of exceptional musical talent and deep faith, each complementing the other."

- Zoran Minderovic (All Music Guide)


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.classical.net/music/comp.lst/charpentierma.php Biography
books.google.ru/books?id=mcIBklMW4PIC&lpg=PP1&ots=O4YJeHx-02&dq=Charpentier, Marc-Antoine&pg=PP1#v=onepage&q&f=false Marc-Antoine Charpentier: Judicium Salomonis (book)
www.charpentier.culture.fr/fr/index2.htm Personal website (fr)
ourworld.compuserve.com/homepages/PRanum/Page3.html Works
en.wikipedia.org/wiki/Marc-Antoine_Charpentier About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Шарпантье,_Марк_Антуан О исполнителе из 'википедии' [ru]
www.cdguide.nm.ru/composers/charp.html Биография [mobile] [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Marc-Antoine_Charpentier About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Шарпантье,_Марк_Антуан О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Marc-Antoine Charpentier - 'Canticum Ad Beatam Virginem Mariam' - 1989, Astree Auvidis
 Marc-Antoine Charpentier - 'David & Jonathas' - 1998, Harmonia mundi
 Marc-Antoine Charpentier - 'Lecons De Tenebres Du Mercredy Sainct' - 1978, Harmonia mundi
 Marc-Antoine Charpentier - 'Messe De Minuit. Noels Pour Les Instruments. In Nativitatem Canticum' - 1985, Arion
 Marc-Antoine Charpentier - 'Motet Pour La Messe Rouge' - 1985, Harmonia mundi
  как основной соисполнитель ...
 William Christie - 'Charpentier: Un Oratorio De Noel' - 1993, Harmonia mundi
 Michel Corboz - 'Charpentier: Messe Pour Les Trepasses' - 1995, Erato
  как соисполнитель ...
 Michel Chapuis - 'L'Orgue Clicuot-Boisseau-Cattiaux De La Chapelle Royale De Versailles' - 2006, Plenum Vox
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:40:53

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base