Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     William Byrd
 
 

Country: England
Birth: 1543 in Lincoln [?], England
Death: Jul 4, 1623 in Stondon Massey, Essex, England
Period: Renaissance

Even in an era so richly stocked with great names, William Byrd demands particular attention as the most prodigiously talented, prolific, and versatile of his contemporaries. Byrd was born in about 1543, probably in Lincolnshire, becoming organist and master of choristers of Lincoln Cathedral at the age of twenty. In 1570 he was appointed a Gentleman of the Chapel Royal, where he shared the post of organist with Thomas Tallis and entered into a joint publishing project with him. Byrd's staunch Catholicism might easily have landed him in trouble with the authorities in the harsher atmosphere that prevailed towards the end of the century, but the high esteem in which he was held at court apparently protected him from persecution. He died in Stondon Massey, Essex, on July 4, 1623.

Byrd's Anglican services and anthems provided the young English church with some of its finest music. But there can be little question that Byrd's finest achievement in sacred music came with his three Catholic masses (one each in three, four, and five parts), almost certainly composed for small chapel gatherings of Catholics who risked jail by refusing to attend Anglican parish services. The masses reveal an intensely personal side of Byrd-it is as if he reserved for these secretive works the expression of his innermost religious feelings. Consider for example the Agnus Dei of the Mass for Four Voices, where Byrd builds tension by gradually increasing the number of voices from two to four and writing in pure and serene consonant harmony up to a final anguished plea for peace-the "Dona nobis pacem"-with its almost unbearable series of dissonant suspensions only resolved to light on the final chord of the work. It is a passage one can only regard as an impassioned plea on behalf of Byrd's persecuted fellow Catholics. Byrd also composed in the leading secular genres of the day: the ayre or lute song, the madrigal, and the consort song for solo voice and viols. The consort song's finest hour came at the hands of Byrd, who preferred texts of a high moral (frequently religious) or metaphysical tone. They are notable for the way the viol parts lead an existence independent of the vocal line. In his instrumental viol consort works Byrd is at his most distinguished in the free fantasias, particularly the later pieces in five and six parts, works of exceptionally luxurious texture. Byrd's contribution to the solo keyboard repertoire comprises some 125 pieces, mostly stylized dances or exceptionally inventive sets of variations which inaugurated a golden age of English keyboard composition. Byrd's keyboard works were all written for the virginal, a name that may have derived from the popularity of the instrument among female performers.

All Music Guide

======

БЁРД, УИЛЬЯМ (Byrd, William) (ок. 1543-1623), композитор елизаветинской эпохи, один из крупнейших английских музыкантов. О его детстве и периоде становления сведений не сохранилось. 27 февраля 1563 он был назначен органистом собора в Линкольне, а 22 февраля 1570 - солистом лондонской Королевской капеллы. До декабря 1572 Бёрд совмещал обе должности, а затем уехал из Линкольна и, по-видимому, поселился в Лондоне. В сборнике духовных песен Cantiones Sacrae, изданном совместно с Т.Таллисом в 1575, Бёрд упомянут как придворный органист - как и в собственных его публикациях духовной музыки (1589, 1591, 1605 и 1607); однако ни в одном официальном списке он не значится в качестве органиста. В 1575 Бёрд и Таллис получили лицензию на монопольное издание музыкальных произведений (когда в 1585 Таллис умер, она перешла к Бёрду). Но монополия оказалась не слишком прибыльной, и в 1577 оба предпринимателя обратились к королеве Елизавете с просьбой о поддержке. Бёрд, который в 1568 женился на Джулиане Бёрли, был уже отцом четверых (или пятерых) детей и жил в то время в Харлингтоне (в Мидлсексе). В 1593 он переехал в Стондон-Месси близ Онгара (графство Эссекс), где и прожил до конца дней. Когда его жена умерла (после 1586), Бёрд во второй раз вступил в брак. В течение нескольких лет он был занят судебными процессами, отстаивая заявленные им права на собственность. Но его жизнь еще более осложнялась другим обстоятельством: находясь на службе в Англиканской церкви, он оставался католиком. Бёрд неоднократно представал перед церковным судом как нонконформист, но, судя по всему, отстранить его от службы в Королевской капелле никто не пытался. После его смерти в 1623 в служебных списках капеллы он был отмечен как "родоначальник музыки" ("Father of Music").

При жизни Бёрда опубликованы следующие его сочинения: а) католическая церковная музыка на латинские тексты: Cantiones Sacrae (совместно с Таллисом), 1575; Sacrae Cantiones, тетрадь I, 1589; Sacrae Cantiones, тетрадь II, 1591; Gradualia, тетрадь I, 1605; Gradualia, тетрадь II, 1607; три мессы (для трех, четырех и пяти голосов), дата издания не установлена; б) светская вокальная музыка и англиканская церковная музыка на английские тексты: Псалмы, сонеты, печальные и благочестивые песни (Psalmes, Sonets & Songs of Sadnes and pietie, 1588); Разные песни (Songs of sundrie natures, 1589); Псалмы, песни и сонеты (Psalmes, Songs and Sonnets, 1611); в) музыка для клавира: Parthenia (совместно с Джоном Буллом и Орландо Гиббонсом), 1611. Среди дошедших до нас рукописей - католические мотеты, англиканские хоралы, песни, камерная музыка для струнных, сочинения для клавишных инструментов. Католическая духовная музыка Бёрда, опубликованная или сохранившаяся в рукописях, очевидно, создавалась для домашнего богослужения. Светские сочинения из тетради Псалмов, сонетов и песен (1588) и некоторые из Разных песен предназначались для голоса и струнных. Тексты к партиям струнных прилагались, вероятно, затем, чтобы удовлетворить растущий интерес публики к жанру мадригала, о чем свидетельствует изданный Н.Йонджем сборник итальянских мадригалов с английскими текстами Musica Transalpina (1588). Бёрд не был мадригалистом в строгом смысле слова: его, по-видимому, больше привлекала духовная, нежели светская музыка. Высшими творческими достижениями Бёрда являются три мессы и католические мотеты - произведениях на латинские тексты, которые, по его собственному признанию, даровали ему вдохновение.

Умер Бёрд в Стондон-Месси 4 июля 1623.
www.classicalm.com/ru/composer/191/


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.classical.net/music/comp.lst/byrd.html Biography
www.musicacademyonline.com/composer/biographies.php?bid=35 Biography
www.sankey.ws/byrd.html The Keyboard Music of William Byrd
www.midiworld.com/mw_byrd.htm The Keyboard Music of William Byrd
en.wikipedia.org/wiki/William_Byrd About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Бёрд,_Уильям О исполнителе из 'википедии' [ru]
www.hoasm.org/IVM/WilliamByrd.html About on HOASM [mobile]
en.m.wikipedia.org/wiki/William_Byrd About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Бёрд,_Уильям О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 William Byrd - 'Missa In Tempore Paschali' - 1987, Harmonia mundi
 William Byrd - 'Motets And Mass For Four Voices' - 1994, ECM
 William Byrd - 'My Ladye Nevells Booke' - 1976, Decca
 William Byrd - 'Pescodd Time' - 2006, Alpha
 William Byrd - 'The Great Service' - 1987, Gimell Rec.
 William Byrd - 'The Three Masses' - 1985, Gimell Rec.
  как основной соисполнитель ...
 Glenn Gould - 'Consort Of Musicke By William Byrd, Orlando Gibbons, Jan Sweelinck' - 1993, Sony Classical
 Gustav Leonhardt - 'William Byrd: Harpsichord Music' - 2005, Alpha
 The King's Singers - 'English Renaissance' - 1995, RCA Red Seal
 Various Artists - 'English Church Music' - 1987, Harmonia mundi
  как соисполнитель ...
 Cyrus Chestnut - 'A Charlie Brown Christmas' - 2000, Atlantic
 Deller Consort - 'Shakespeare Songs & Consort Music' - 2000, Harmonia mundi
 Gustav Leonhardt - 'Bach, Bull, Byrd, Gibbons, Hassler, Pachelbel, Ritter, Strogers' - 2005, Alpha
 Simon Preston - 'Early English Ogran Music' - 1986, Polydor Ltd.
 Pro Cantione Antiqua - 'Ars Britannica' - 1980, Teldec
 Andreas Scholl - 'Crystal Tears' - 2008, Harmonia mundi
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:40:53

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base