Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Antonin Dvorak
 
 

Birth: Sep 8, 1841 in Mьhlhausen, Germany
Death: May 1, 1904 in Prague, Czechoslovakia
Period: Romantic

Country: Czechoslovakia

Widely regarded as the most distinguished of Czech composers, Antonin Dvorak (1841 - 1904) produced attractive and vigorous music possessed of clear formal outlines, melodies that are both memorable and spontaneous-sounding, and a colorful, effective instrumental sense. Dvorak is considered one of the major figures of nationalism, both proselytizing for and making actual use of folk influences, which he expertly combined with classical forms in works of all genres. His symphonies are among his most widely appreciated works; the Symphony No. 9 ("From the New World," 1893) takes a place among the finest and most popular examples of the symphonic literature. Similarly, his Cello Concerto (1894 - 95) is one of the cornerstones of the repertory, providing the soloist an opportunity for virtuosic flair and soaring expressivity. Dvorak displayed special skill in writing for chamber ensembles, producing dozens of such works; among these, his fourteen string quartets (1862 - 1895), the "American" Quintet (1893) and the "Dumky" Trio (1890 - 91) are outstanding examples of their respective genres, overflowing with attractive folklike melodies set like jewels into the solid fixtures of Brahmsian absolute forms.

Dvorak's "American" and "New World" works arose during the composer's sojourn in the United States in the early 1890s; he was uneasy with American high society and retreated to a small, predominantly Czech town in Iowa for summer vacations during his stay. However, he did make the acquaintance of the pioneering African-American baritone H.T. Burleigh, who may have influenced the seemingly spiritual-like melodies in the "New World" symphony and other works; some claim that the similarity resulted instead from a natural affinity between African-American and Eastern European melodic structures.

By that time, Dvorak was among the most celebrated of European composers, seen by many as the heir to Brahms, who had championed Dvorak during the younger composer's long climb to the top. The son of a butcher and occasional zither player, Dvorak studied the organ in Prague as a young man and worked variously as a cafe violist and church organist during the 1860s and 1870s while creating a growing body of symphonies, chamber music, and Czech-language opera. For three years in the 1870s he won a government grant (the Viennese critic Hanslick was among the judges) designed to help the careers of struggling young creative artists. Brahms gained for Dvorak a contract with his own publisher, Simrock, in 1877; the association proved a profitable one despite an initial controversy that flared when Dvorak insisted on including Czech-language work titles on the printed covers, a novelty in those musically German-dominated times. In the 1880s and 1890s Dvorak's reputation became international in scope thanks to a series of major masterpieces that included the Seventh, Eighth, and "New World" symphonies. At the end of his life he turned to opera once again; Rusalka, from 1901, incorporates Wagnerian influences into the musical telling of its legend-based story, and remains the most frequently performed of the composer's vocal works. Dvorak, a professor at Prague University from 1891 on, exerted a deep influence on Czech music of the twentieth century; among his students was Josef Suk, who also became his son-in-law.

All Music Guide

====

Антонин Дворжак

В своем последнем инструментальном сочинении - симфонической поэме "Богатырская песнь" (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с. подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.

Родился Дворжак в маленькой чешской деревушке в семье мясника, многие поколения которой традиционно занимались этим ремеслом. И к такой же деятельности в будущем стали готовить белозубенького крепыша Тоничка: едва малыш научился ходить, отец подарил ему передник мясника и оселок, а немногим позже у него появились и свои обязанности в мясной лавке. Знакомство с музыкой состоялось в деревенской школе, где по обычаю того времени дети обучались грамоте и музыке. После окончания двухгодичной школы, чтобы мальчик в полной мере овладел ремеслом, его отправили в город Злонице. Там он прошел надлежащий курс обучения и проработал положенное время на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга. И только получив соответствующий документ, позволявший открыть свое дело, Дворжак смог подумать о будущем. Мечты его тогда были скромные. Художник в нем еще дремал. Романтические порывы пока не проявлялись. Он был просто ремесленником, который хотел одну профессию сменить на другую, гораздо более его привлекавшую.

Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных органистов и композиторов. Но теоретических знаний, полученных в Органной школе за 2 года, конечно, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов. Дворжак это понимал, и потому решил любой ценой остаться в Праге, отказавшись от места органиста в провинции. Жил он впроголодь, играя по вечерам на альте в маленькой капелле Комзака, выступавшей в одном из ресторанов. Зато днем сидел над партитурами И. Гайдна, В. А. Моцарта, обожаемого им Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Р. Вагнера... Осенью 1862 г. в Праге открылся Временный театр, и музыканты капеллы Комзака, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Проработав в оркестре театра 10 лет, Дворжак принял участие в исполнении многих опер, в т. ч. "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" М. Глинки, "Гальки" С. Монюшко, первых опер Б. Сметаны. Годы работы в театре были хорошей школой для молодого музыканта, стремившегося сочинять. А сочинял он в ту пору много, но без всякой надежды на исполнение, даже избегая рассказывать о своих опытах. Им были написаны струнные квартеты, 2 симфонии и вокальный цикл "Кипарисы" (на ст. Г. Пфлегер-Моравского), запечатлевший романтическое чувство первой любви. Увлечение Вагнером породило оперу "Альфред" (на сюжет из раннего средневековья).

Первое упоминание о Дворжаке как о композиторе появилось в прессе, когда ему было 30 лет и он еще не слышал ни одного своего сочинения. Заслуга в открытии Дворжака-композитора принадлежит известному чешскому деятелю, редактору пражской музыкальной газеты Л. Прохазке, поддерживавшему все новое и значительное в чешском искусстве. Ознакомившись с партитурой комической оперы Дворжака "Король и угольщик" (по народной сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасенном добродушным угольщиком, либр. Б. Гульденера, 1871), Прохазка стал на многие годы его активным пропагандистом. Он же своими советами помог Дворжаку погрузиться в стихию отечественной культуры и сбросить гипнотическую власть музыки Вагнера. По-славянски напевные мелодии Дворжака приобрели постепенно особую красоту и силу. Музыка стала насыщаться героикой и патриотизмом.

Прозвучавшая под управлением Сметаны увертюра к "Королю и угольщику" и особенно исполнение хорового гимна (на ст. В. Галека "Наследники Белой горы"), подкрепленное выступлениями Прохазки в прессе, сразу принесли Дворжаку широкую известность. Он получил на 5 лет государственную артистическую стипендию (чему способствовал И. Брамс, возглавлявший жюри и считавший, что "то лучшее, что должен иметь музыкант, Дворжак имеет"), ушел из оперного театра и целиком отдался творчеству. Следом появились комические оперы "Упрямцы" (на сюжет из жизни чешской деревни, очень напоминающий "Проданную невесту" Сметаны, 1874), "Хитрый крестьянин" (1877) и трагическая опера "Ванда" (о легендарной польской княжне, правившей страной подобно чешской Либуше, 1875), малоудачная опера "Димитрий" (о Самозванце, 1882) и одна из лучших опер Дворжака "Якобинец" (1888). В промежутках создавались камерные сочинения. Жанр камерно-инструментальной музыки был истинной любовью Дворжака, и он не изменял ему до конца своих дней. Им написано 14 струнных квартетов; 2 фортепианных, 2 струнных квинтета; струнный Секстет; струнные трио; фортепианное Трио; множество пьес для скрипки, виолончели, для фортепиано в 2 и в 4 руки. Много у Дворжака и вокальных произведений. Это хоры, в которых композитор старался раскрывать поэтические образы в оригинальных, но близких к народным мелодиях; знаменитые "Моравские дуэты" на тексты моравских народных песен; циклы "Кипарисы", "Вечерние песни", "Цыганские мелодии", "Песни любви" и др.

Со смертью маленькой дочери Дворжака связано появление его первого произведения религиозного характера "Stabat mater" (1877), повествующего о страданиях матери. Величественная и скорбная музыка "Stabat mater" принесла Дворжаку первый значительный успех в Англии (куда он многократно и охотно приезжал потом дирижировать своими произведениями) и в других странах. В 1890 г. Дворжак был избран членом Чешской академии наук и почетным доктором философии Карлова университета в Праге. В 1891 г. он стал почетным доктором Кембриджского университета. Двумя годами позже этой чести был удостоен П. Чайковский, с которым Дворжака связывала крепкая дружба, доказательством чему служит их сохранившаяся переписка и приезд Дворжака с концертами в Россию по приглашению Чайковского в 1890 г. Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. Им создано 9 симфоний, из которых наиболее популярна Девятая ("Из Нового Света", 1893), написанная в США, где Дворжак был директором и профессором Нью-Йоркской консерватории; симфонические поэмы "Водяной", "Полуденница", "Золотая прялка", "Голубок", "Богатырская песнь"; увертюры; сюиты; 3 Славянские рапсодии и, конечно же, знаменитые "Славянские танцы", широко известные в самых различных переложениях.

За 3 года (1892-95), проведенных в США, кроме Девятой симфонии, в которой Дворжак, сохранив в целом национальное своеобразие своей музыки, использовал негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты, написаны были еще камерно-инструментальные ансамбли, кантата "Американский флаг" и Концерт для виолончели с оркестром. Этот концерт наряду с Девятой симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма. Вернувшись в Прагу в 1895 г., Дворжак продолжил педагогическую деятельность в консерватории, начатую им в год своего пятидесятилетия. В 1901 г. он был назначен директором Пражской консерватории, вобравшей в себя и Органную школу.

До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. К последним годам относится создание красочной, насыщенной веселым юмором фантастической оперы "Черт и Кача" (по чешской народной сказке о черте-неудачнике и смекалистом деревенском парне) и составляющей гордость чешского оперного искусства лирической сказки "Русалка" - трогательного повествования о всепоглощающем чувстве любви. Последним произведением Дворжака стала его десятая опера - рыцарско-фантастическая "Армида" (на сюжет одного из эпизодов поэмы "Освобожденный Иерусалим" Т. Тассо).

Дворжак скоропостижно скончался от инсульта. Траурный флаг на пражском Национальном театре возвестил о том, что чешская музыкальная культура потеряла своего второго великого классика. Могучий талант и упорный труд Дворжака утвердили национальные традиции чешской музыки и обогатили мировую музыкальную культуру многими великолепными произведениями. Особую ценность представляют его оркестровые и инструментальные сочинения. В них яркое национальное своеобразие, основанное на претворении особенностей чешского и словацкого народно-песенного творчества, сочетаются с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы.

-З. Тулинская
www.belcanto.ru/dvorak.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.fuguemasters.com/dvorak.html About
www.mfiles.co.uk/composers/Antonin-Dvorak.htm Biography
www.essentialsofmusic.com/composer/dvorak.html Biography
classical-composers.suite101.com/article.cfm/czech_composer_antonin_dvorak Biography
www.dvorak-society.org The Dvorak Society
www.classical.net/music/comp.lst/dvorak.html Works
en.wikipedia.org/wiki/Antonin_Dvorak About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Дворжак,_Антонин О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Antonin_Dvorak About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Дворжак,_Антонин О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Antonin Dvorak - 'Piano Quartet No 2. Sonatina. Romantic Pieces' - 2000, Sony
 Antonin Dvorak - 'Rusalka' - 1998, Decca
  как основной соисполнитель ...
 Jacqueline Du Pre - 'Dvorak: Cello Concerto. Haydn: Cello Concerto In C' - 1990, EMI Classic
 Yo-Yo Ma - 'The Dvorak Ablum' - 2004, Sony
 Mikhail Pletnev - 'Dvorak: Slavonic Dances Opp. 46 & 72' - 1995, Deutsche Grammophon
 Quatuor Habanera - 'Grieg, Glazunov, Dvorak' - 2003, Alpha
  как соисполнитель ...
 James Last - 'Eighty Not Out' - 2010, Universal Music
 Anna Netrebko - 'In The Still Of Night' - 2010, Deutsche Grammophon
 Mstislav Rostropovich - 'Historic Russian Archives: Mstislav Rostropovich Edition' - 2005, Brilliant Classics
 Mstislav Rostropovich - 'Великие Скрипачи Мира' - 2002, Grand Records
 Julian Lloyd Webber - 'Made In England' - 2006, Polygram, Philips
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:40:46

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base