Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Henry Purcell
 
 

Country: England
Birth: 1659 in London, England
Death: Nov 21, 1695 in London, England
Period: Baroque

Henry Purcell was dubbed the "Orpheus Britannicus" of his day for his marvelous ability to combine pungent English counterpoint with expressive, flexible, and dramatic word settings. He belonged to the generation of musicians that emerged immediately following the Restoration, and among them, he was the greatest. During the Interregnum all of the musical activities at court had ceased, due to the Puritanical beliefs of Cromwell. But with the ascension of Charles II, the Chapel Royal was brought back to its former glory. Charles II wanted to relive the glory of his father's reign, and to bring to England some of the magnificence of Versailles, with which he was much impressed. The Chapel Royal supplied music for the religious services of the court, as well as entertainment and music for state events. It also served as a breeding ground for future musicians. The court brought children into the Chapel Royal to serve in its choirs, and to learn the rudiments of music, such as composition, keyboard, and instrumental music. The young Henry Purcell was one of the children to be trained at the Chapel Royal.

When he got older, and his voice broke, he was hired to mend the organs and other instruments. He eventually gained a position as organist to Westminster Abbey, being a fine keyboard player. While there his duties included composing all of the music for the services. His services and anthems contain some of his finest and most expressive text settings. Among these works are also devotional songs, which were settings of secular religious texts. His teachers included Christopher Gibbons, a keyboard virtuoso and son of the famous Orlando Gibbons, and Matthew Locke, a fine composer in the English contrapuntal tradition.

In Purcell's later life there was not as much work in the court for him, and he turned to composing theater music. He wrote incidental music to over 40 plays. Incidental music in that time was rather essential for the effective production of theater works. He also turned the English version of opera, or the semi-opera, into a viable art form. Until he began composing them, the semi-opera had floundered as a genre. But his Dido and Aeneas, the Fairy Queen, the Indian Queen, and King Arthur are lasting contributions to early efforts at English opera. Still heard today, they exhibit a flair for dramatic truth, psychological acumen, and most of all, beautiful vocal music and expressive counterpoint.

- Rita Laurance (All Music Guide)

======

Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл, предки которого перебрались в Англию из Ирландии, был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты - капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пелэм Хэмфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы - музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы - составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями - демократичными, шаловливыми, сатирическими - возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам.

Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл - один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.

Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые. В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч "Собрался совет Всеанглийский"). А в дуэте "Саранча и муха" - даже сам король Иаков II. Впрочем, есть у Пёрселла и официально-верноподданнические заздравные опусы, каких и не могло не быть в то время при его служебном положении. Немало в наследии Пёрселла песен, написанных под впечатлением виденных им картин жизни и быта простого люда, его горестей и радостей. Композитор достигает большой силы и жизненной правды, рисуя без прикрас портреты бездомных бедняков своей родины.

Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи, бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая "Песня узника". Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения.

Вдохновенны его духовные композиции - псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Среди духовных произведений Пёрселла выделяются его многочисленные антемы - величавые гимны на тексты псалмов. Пёрселл смело внес светское концертное начало, умело использовав при этом то поверхностное, но горячее увлечение светской музыкой, какое стало своего рода модным поветрием в богатых классах Англии при Карле II. Антемы Пёрселла преображались в крупные композиции концертного плана, а иногда и ярко выраженного гражданского характера. Светская тенденция жанра была в Англии явлением небывалым для духовенства, и после 1688 года Пёрселл натолкнулся на особенно резкое неприятие пуританских кругов.

Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских - сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах.

Его тяготило и возмущало царившее повсюду "в верхах" эгоистическое отношение к музыке как к приятной забаве. В 1683 году в предисловии к трио-сонатам он писал, воздавая должное итальянским мастерам: "...Серьезность, значительность, связанные с этой музыкой, придут к признанию и почету у наших соотечественников. Пора им начать тяготиться ветреностью, легкомыслием, которые свойственны нашим соседям (под "соседями" здесь разумеется Франция)". Очевидно, что невероятное творческое напряжение, в сочетании с тягостными придворными обязанностями и чрезмерно рассеянным способом жизни, уже тогда подтачивало силы композитора.

Парламентский переворот 1688 года - низложение Иакова II и воцарение Вильгельма Оранского - сравнительно немного изменил тогда в музыкальной жизни и судьбе музыкантов. Власть "наживал из землевладельцев и капиталистов" установила режим менее беззаботный и расточительный, но тщеславное меценатство Реставрации сменилось глубоким равнодушием к музыке. Печальные последствия этого сперва ускорили начавшийся упадок органного и клавесинного искусства, а потом коснулись и театра. Пёрселл, возлагавший надежды на покровительство королевы Марии, вскоре убедился в их иллюзорности. К тому времени, овладев почти всеми вокальными и инструментальными жанрами, он с огромным энтузиазмом обратился к музыке для театра и создал в этой области ценности непреходящего значения. Театральная музыка по-своему синтезировала почти все вокальные и инструментальные жанры Пёрселла и стала общепризнанной вершиной его творчества. Он как бы объединил традицию музыкального оформления публичного театра с драматическими композиторов масок. При этом достаточно широко освоен был опыт заморских мастеров - Люлли, итальянцев. Однако при жизни композитора его творения оставались в большой мере непонятыми и неоцененными.

Так случилось и с оперой "Дидона и Эней". Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и притом гениальную. Она была написана на либретто известного тогда поэта Н. Тэта, литературным источником для которого послужила "Энеида" - знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона.

Из тридцати восьми номеров "Дидоны" пятнадцать - это хоры. Хор - лирический истолкователь драмы, советчик героини, а сценически составляет ее окружение.

Здесь особенно ярко сказалось умение композитора сочетать различные жанры и выразительные средства - от тончайшей лирики до сочного и терпкого народно-бытового языка, от реалистических картинок повседневной жизни до сказочной фантастики шекспировского театра. Прощальная песнь героини - пассакалья - одна из самых прекрасных арий, когда либо созданных в истории музыкального искусства. Англичане гордятся ею.

Идея "Дидоны и Энея" высоко гуманистична. Героиня драмы - печальная жертва игры темных сил разрушения и человеконенавистничества. Ее образ полон психологической правды и обаяния; силы же тьмы воплощены с шекспировским динамизмом и размахом. Все произведение звучит как светлый гимн человечности.

Однако опера "Дидона и Эней" была поставлена в XVII веке лишь однажды - в 1689 году, притом не на театральной сцене, а в пансионате для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля - один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло еще сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры "Дидоны и Энея" Пёрселл с благородной верой в свое искусство и вместе с тем с горечью писал в предисловии к положенной им на музыку драме "Диоклециан": "...Музыка еще в пеленках, но это многообещающий ребенок. Он еще даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением".

Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет-Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел, как далек был этот идеал от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни (по одной из версий, от туберкулеза) 21 ноября 1695 года, в расцвете творческих сил, всего лишь тридцати шести лет от роду.

На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен "Британский Орфей". Он был скоро раскуплен, и затем выходил еще несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки.

www.classicalm.com/ru/composer/24/Henry-Purcell


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
Bio Творческие портреты композиторов
www.bl.uk/whatson/exhibitions/purcell.html About
www.bl.uk/onlinegallery/features/purcell.html About
www.baroquemusic.org/bqxpurcell.html Biography
www.steenslid.com/music/purcell/ Biography
www.essentialsofmusic.com/composer/purcell.html Biography
www.musicacademyonline.com/composer/biographies.php?bid=37 Biography
www.henrypurcell.org.uk The Purcell Society
www.belcanto.ru/pursell.html Биография [ru]
en.wikipedia.org/wiki/Henry_Purcell About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Пёрселл,_Генри О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Henry_Purcell About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Пёрселл,_Генри О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
Хронологические таблицы (Hrono table)  
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Henry Purcell - '15 Fantasias For Viols. Chacony In G Minor' - 1978, Артель 'Восточный ветер'
 Henry Purcell - 'Chansons De Tavernes Et De Chapelles' - 1977, Harmonia mundi
 Henry Purcell - 'Dido And Aeneas (C Hogwood)' - 1994, Артель 'Восточный ветер'
 Henry Purcell - 'Dido And Aeneas (N Harnoncourt)' - 1994, Teldec
 Henry Purcell - 'Fantazias - Musique Pour Violes' - 2007, Mirare
 Henry Purcell - 'Instrumental Music' - 1991, Harmonia mundi
 Henry Purcell - 'King Arthur' - Erato
 Henry Purcell - 'O Solitude' - 2004, Naive, Astree
 Henry Purcell - 'Odes A Sainte Cecile' - 1998, Harmonia mundi
 Henry Purcell - 'Odes For St. Cecilia's Day. Music For Queen' - 1999, EMI Classic
 Henry Purcell - 'Secular Motets. Laudate Ceciliam. Suite From "King Arthur"' - 1997, Harmonia mundi
 Henry Purcell - 'Songs Of Welcome And Farewell' - 1995, Teldec
 Henry Purcell - 'Suite From The Prophetess, Or The History Of Dioclesian. Fairy Queen' - 1996, Arte Nova
 Henry Purcell - 'Ten Sonatas In Four Parts. Twelve Sonatas Of Three Parts' - 2003, Harmonia mundi
 Henry Purcell - 'The Tempest' - 1980, Erato
  как основной соисполнитель ...
 John Blow - 'An Ode On The Death Of Mr Henry Purcell' - 2000, EMI, Virgin Classics, Veritas
 John Blow - 'Ode On The Death Of Mr Henry Purcell. Songs From Amphion Anglicus' - 1974, Sony, Seon
 Alfred Deller - 'Purcell: Music For A While & Other Songs' - 1979, Harmonia mundi
 Hugo Reyne - 'Purcell & Dieupart: Suites For Recorder' - 2001, Virgin, Veritas
 Various Artists - 'Coronation Music For King James II' - 1987, Polydor
 Gottfried Von Der Goltz - 'Purcell: Dioclesian Suite. Handel: Concerto Grosso Op. 6 No. 6' - 2002, Deutsche Harmonia Mundi
  как соисполнитель ...
 Michael Chance - 'The Art Of Countertenor' - 1999, Archiv
 Dowland Project - 'Care-charming Sleep' - 2003, ECM
 Kathleen Ferrier - 'A Tribute' - 2003, Decca
 Il Giardino Armonico - 'Il Giardino Armonico' - 2006, Warner Classics
 Yoshikazu Mera - 'Belcanto Duets' - 1998, Nightingale
 Simon Preston - 'Early English Ogran Music' - 1986, Polydor Ltd.
 Red Priest - 'Nightmare In Venice' - 2002, Dorian Recordings
 Jordi Savall - 'Ostinato' - 2001, AliaVox
 Jordi Savall - 'The Spirit Of Gambo' - 1980, Auvidis, Auvidis
 The Kronos Quartet - 'Early Music (Lachrymae Antiquae)' - 1997, Elektra, Nonesuch
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 14/10/2016 18:40:45

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base