Биография исполнителя:

все биографии (all bio)

назад (back)
     Glenn Gould
 
 

Born: Sep 25, 1932.
Died: Oct 4, 1982.
Genres: Class.
Styles: Film Music, 20th Century Classical/Modern Composition.
Instruments: Piano

The defining moment of Glenn Gould's career came in 1964 when, at the age of 31, he withdrew from all public performance. The move was viewed by audiences and critics as willful and bewildering, and was seen as evidence that despite his demonstrably supreme artistry he was, in the argot of the common man, a nut.

But, as George Szell once said of him, "That nut [was] a genius." In his short international career, which spanned only 24 years, Glenn Gould changed the way the music world thought about performance practice, recording, and the music of Johann Sebastian Bach.

Glenn Gould was born to comfortable middle-class parents in Toronto in 1932. A pampered only child, Gould demonstrated his remarkable talents quite early and in 1943 entered the Toronto Conservatory of Music, where he quickly came to the attention of its director, Sir Ernest MacMillan. On MacMillan's recommendation, Gould was taken on as a student by the Chilean-born pedagogue Alberto Guerrero, whose own style was partly the basis for Gould's own sensitive touch. Gould once described Guerrero's keyboard technique as not so much striking the keys as "pulling them down." The other influence on Gould's technique was his experience playing the organ, wherein the tracker action is particularly responsive to variations in finger pressure.

Gould made his debut at the age of 16, playing Beethoven's fourth piano concerto in Toronto. He followed this triumph with tours across Canada and frequent broadcast performances over the CBC, introducing him to the studio enviroment which would remain a focus of his life thereafter. Gould leaped into international acclaim, in fact, through a studio production: his now-legendary 1955 Columbia Masterworks recording of Bach's Goldberg Variations. This recording, which has never been out of print in the 50 years since its first release, established Gould as a performer who combined penetrating insight (his Goldberg Variations was nothing short of a complete rethinking of the piece) and artistic daring with daunting technical prowess.

Gould's immediate fame brought international demand, and he responded with worldwide concert appearances; he met these with considerable reluctance, however, and quickly gained a reputation for last-minute cancellations. His dislike of performing in public, of being "looked at" by audiences, allowed a natural tendency of hypochondria to blossom (it was a convenient cancellation excuse), and he soon became the habitue of specialists ranging from chiropractors to psychiatrists. Long before quitting the stage forever, Gould had made frequent threats to do so, so that his 1964 decision was no surprise to those who knew him.

Following his withdrawal, Gould threw himself into a frenzy of recording, writing, and radio documentary production. His method of splicing together single performances from dozens of takes was initially viewed as something of an artistic fraud, though the technique was eventually adopted, in less exhaustive form, by the recording industry in subsequent years. His radio documentaries were less successful: a trilogy about life in Canada's northern territories combined multiple interviews in contrapuntal ways, an interesting idea that nevertheless rendered the sense of what was being said more or less unintelligible.

Though plagued by many imaginary maladies, Gould suffered from a very real hypertension that eventually led to a massive stroke, which he suffered in 1982, and from which he never recovered. He died in Toronto General Hospital, one week after being stricken, on October 4, 1982, at age 50.

- Mark Satola (All Music Guide)

=======

Гленн Гулд родился 25 сентября 1932 года в Канаде. Первые уроки музыки он получил в родном Торонто у своей матери. В возрасте 11 лет стал посещать Королевскую консерваторию, где изучал игру на фортепьяно в классе Альберто Герреро и композицию у Лео Смита. Одновременно занимался у лучших органистов города. Гулд дебютировал как пианист и органист в 1947 году, а консерваторию окончил лишь в 1952. В 1955 году он с успехом выступал в Нью-Йорке, Вашингтоне и других городах США и главным результатом этих выступлений стал контракт с фирмой звукозаписи Си-Би-Эс. Вскоре здесь была записана и первая пластинка Гольдбергские вариации Баха, которая стала пользоваться огромной популярностью. До этого в Канаде он записал на пластинках несколько произведений Гайдна, Моцарта и современных авторов. Однако, началом мировой известности Гулда стал вечер 7 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории.

Заняв видное положение в когорте выдающихся пианистов мира, Гулд несколько лет вел активную концертную деятельность. Правда, он быстро прославился не только своими художественными достижениями, но и экстравагантностью поведения и строптивостью характера. То он требовал от организаторов концертов определенной температуры в зале и выходил на эстраду в перчатках, то отказывался играть, пока на рояле не будет стоять стакан воды, то затевал скандальные судебные процессы и отменял концерты, то выражал недовольство публикой и вступал в конфликты с дирижерами.

С самого начала Гулд занял особое место среди современных пианистов и ему многое прощалось за его необычность и уникальность его мастерства. К нему нельзя было подходить с традиционными мерками и он сам сознавал это. И чем дальше концертировал Гулд, тем яснее становилась не только его сила, но и его ограниченность как репертуарная, так и стилистическая. Если его трактовка музыки Баха или современных авторов при всей своей оригинальности неизменно получала высочайшую оценку, то его опыты в других музыкальных сферах вызывали бесконечные споры, а подчас и неудовлетворенность.

Как ни эксцентрично вел себя Гулд, тем не менее его решение оставить концертную деятельность было встречено как удар грома. С 1964 года Гулд не выходил на концертную эстраду, а в 1967 году в последний раз появился в Чикаго. Затем он публично заявил, что не намерен больше выступать и хочет полностью посвятить себя грамзаписи. По его мнению в век техники концертная жизнь вообще осуждена на вымирание, что только грамзапись дает артисту возможность создать идеальное исполнение, а публике условия для идеального восприятия музыки, без помех со стороны соседей по концертному залу, без случайностей. Решение Гулда и его мотивировки вызвали бурную реакцию среди музыкантов и публики. Однако факт остается фактом около полутора десятилетий Гленн Гулд общался со слушателями только при помощи пластинок.

В начале этого периода он работал плодотворно и интенсивно и его имя по-прежнему привлекало внимание музыкантов и любителей музыки. Новые пластинки Гулда появлялись почти ежегодно, но общее число их невелико. Значительную часть его записей составляют произведения Баха: шесть Партит, три концерта, Гольдбергские вариации, Хорошо темперированный клавир, двух и трехголосные инвенции, Английские и Французские сюиты, Итальянский концерт, Искусство фуги. Здесь Гулд снова и снова выступает своеобразным музыкантом, как никто другой слышащим и воссоздающим сложную полифоническую ткань музыки Баха с огромной интенсивностью, выразительностью, высокой одухотворенностью.

Другой важный раздел репертуара Гулда творчество Бетховена. Еще раньше (с 1957 по 1965 год) он записал все концерты композитора, а затем пополнил список своих записей многими сонатами и тремя большими вариационными циклами. Тут он тоже привлекает свежестью замыслов, но подчас его трактовки полностью расходятся с традициями и мышлением композитора.

Свою цель Гулд определил так: "Прежде всего я стремлюсь избежать золотой середины, увековеченной на пластинке многими превосходными пианистами. Я считаю, что при записи очень важно подчеркнуть те аспекты, которые освещают данное произведение с совершенно необычной точки зрения".

Репертуар Гулда был всегда четко профилирован, но не так уж узок. Он почти не играл Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, но исполнял немало образцов музыки XX века произведения Скрябина, Прокофьева, А.Берга, Э.Кшенека, П.Хиндемита, А.Шёнберга. Он возрождал к жизни сочинения старинных авторов Бэрда и Гиббонса и удивлял слушателей неожиданным обращением к транскрипции Листа Пятой симфонии Бетховена и фрагментов опер Вагнера. Он записывал образцы романтической музыки произведения Грига, Визе и Сибелиуса и сочинял собственные каденции к концертам Бетховена. Он исполнил фортепианную партию в драме Р.Вагнера "Энох Арден" и записал на органе первую часть Искусства фуги Баха, а на клавесине сюиту Генделя. В записях нескольких сонат Моцарта и 10 интермеццо Брамса наблюдается отказ от манерности и экстравагантности и возвращение к исходной красоте фортепианного звука. Гулд является автором ряда камерно-инструментальных произведений и выступал как публицист, автор телевизионных передач, статей и аннотаций.

В последние годы Гулд поселился в Торонто, в гостиничном номере, где оборудовал небольшую студию звукозаписи. Отсюда расходились по всему миру его записи. Сам же он подолгу не покидал свои апартаменты и лишь по ночам совершал прогулки на автомобиле. Здесь, в этом отеле, 4 октября 1982 года и настигла музыканта неожиданная смерть.

=======

Канадский пианист, интерпретатор музыки Баха. В возрасте 31 года оставил концертную деятельность и посвятил себя исключительно звукозаписи.

Гулд - одна из самых оригинальных фигур в музыкальной культуре нашего столетия; широкой публике было известно немало его странностей: он тепло одевался в жаркие дни, отказывался от рукопожатий и подпевал себе во время игры (что нетрудно услышать в целом ряде гулдовских записей). Многие сначала расценили его отказ от выступлений (1964) как очередную выходку одаренного чудака. Однако после смерти Гулда целая группа критиков и исполнителей молодого поколения объявила его пророком, первым музыкантом классического направления, который распознал и должным образом использовал возможности средств массовой коммуникации.

Гленн Херберт Гулд родился 25 сентября 1932 в Торонто, в семье меховщика и учительницы музыки. В четырнадцать лет окончил Королевскую консерваторию в Торонто и в мае 1946 дал свой первый публичный концерт.

В 1955 Гулд выступил в Вашингтоне и Нью-Йорке, после чего фирма "Коламбиа" (Columbia Masterworks) немедленно заключила с ним контракт, причем первая же вышедшая пластинка - исключительно своеобразная, свободная, искрящаяся радостью интерпретация баховских Гольдберг-вариаций - стала бестселлером и тиражировалась на протяжении десятилетий. В 1957 пианист гастролировал в СССР.

На вершине своей популярности, после девяти лет концертов при переполненных залах, Гулд внезапно объявил, что прекращает деятельность исполнителя. Он аргументировал свое решение тем, что большинство художников разных видов искусств имеют возможность спокойно совершенствовать свои творения - в отличие от музыкантов-исполнителей, которые подвержены случайностям концертных выступлений. Он считал, что в результате у исполнителя формируется "дикий консерватизм" и что звукозапись (а впоследствии также радио, телевидение, кино- и видеозапись) обеспечивает гораздо более благоприятные условия для контакта исполнителя со слушателем. Несмотря на массу предложений, в том числе очень выгодных, Гулд после 1964 ни разу не выступил публично, предпочитая уединенную жизнь в Торонто и сосредоточенную работу над звуко- и видеозаписями. Умер Гулд в Торонто 4 октября 1982.

Гулд признан лучшим исполнителем Баха второй половины 20 в.; в своей интерпретации он записал подавляющую часть баховской клавирной музыки. Любимыми авторами пианиста были также Брамс, Р.Штраус, У.Бёрд, О.Гиббонс и ранний Бетховен. Гулд испытывал явную антипатию почти ко всей музыке зрелой классической и романтической эпох (примерно с 1750 по 1850); гулдовские записи полного собрания сонат Моцарта - яркий пример волюнтаризма и самонадеянности исполнителя.

Гулд сделал одну запись как органист (Искусство фуги Баха), одну как клавесинист (4 сюиты Генделя) и одну как дирижер (Зигфрид-идиллия Вагнера - последняя запись в жизни музыканта).

www.classic-music.ru/gould.html


Ресурсы сети, связанные с исполнителем:
www.glenngould.ca Glenn Gould Foundation
aix1.uottawa.ca/~weinberg/gould.html Glenn Gould: A Perspective
www.glenngould.com Personal website
en.wikipedia.org/wiki/Glenn_Gould About from 'wikipedia'
ru.wikipedia.org/wiki/Гульд,_Гленн О исполнителе из 'википедии' [ru]
en.m.wikipedia.org/wiki/Glenn_Gould About from 'wapedia.mobi' [mobile]
ru.m.wikipedia.org/wiki/Гульд,_Гленн О исполнителе из 'мобильной википедии' [mobile] [ru]
   
Поиск видео (Video Search) :  

CD коллекции, связанные с исполнителем:
  как основной исполнитель ...
 Glenn Gould - 'Beethoven. 'Eroica' Variations & Bagatelles' - 1992, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Glenn Gould - 'Beethoven. Concerto For Piano And Orchestra. Vol. I,II,III' - 1992, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Glenn Gould - 'Berg, Krenek, Webern, Debussy, Ravel' - 1995, Sony, Galactic
 Glenn Gould - 'Brahms. Piano Concerto No. 1' - 1962, Витаком
 Glenn Gould - 'Consort Of Musicke By William Byrd, Orlando Gibbons, Jan Sweelinck' - 1993, Sony Classical
 Glenn Gould - 'Glen Gould Conducts Wagner's Siegfried Idyll' - Galactic
 Glenn Gould - 'Haydn. Six Late Piano Sonatas' - 1981, Ars Nova
 Glenn Gould - 'J.S. Bach. Concertos For Piano & Orchestra' - 1957, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Glenn Gould - 'J.S. Bach. The Partitas, Preludes, Fugues & Fugethettas' - Ars Nova
 Glenn Gould - 'J.S. Bach. The Toccatas & Inventions' - Galactic
 Glenn Gould - 'Mozart. Haydn. The Piano Concerto, Sonata' - 1992, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Glenn Gould - 'Mozart. The Piano Sonatas Vol. I' - 1994, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Glenn Gould - 'Mozart. The Piano Sonatas Vol. II' - 1994, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Glenn Gould - 'Salzburg Recital, 25 August 1959' - 1994, Sony Classical
  как основной соисполнитель ...
 Johann Sebastian Bach - 'Goldberg Variations (Glenn Gould)' - 1981, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Johann Sebastian Bach - 'The Italian Concerto (Glenn Gould)' - 1997, Sony, Galactic, The Glen Gould Edition
 Johann Sebastian Bach - 'Well-Tempered Clavier I (Glenn Gould)' - 1993, Sony
 Johann Sebastian Bach - 'Well-Tempered Clavier II (Glenn Gould)' - 1993, Sony
 


назад (back)      

  Последние изменения в документе сделаны 13/10/2015 23:37:07

Главная страница
 Project Main Page

My Music Base